Интервью с ленинградским писателем Сергеем Беспаловым
Писатель Сергей Беспалов живёт в Тосно. Его последняя книга – военные повести для детей «Там, за рекой» имела огромный успех. Её читают школьники далеко за пределами Ленобласти, причём не только читают, но и слушают аудиоверсию. Мы побеседовали с Сергеем Беспаловым о том, как в его жизнь вошла литература и почему, вернувшись с работы, он садится за очередную главу.
– Сергей Александрович, свою первую книгу вы написали в 49 лет. Почему вдруг?
– Мысли о литературном творчестве посещали меня ещё в школе. Я очень любил читать. Сюжетов в голове было много, но тогда мне казалось, что излагать их на бумаге я не созрел.
После школы получил в Тосно профессию газоэлектросварщика, по распределению уехал в Архангельск и с мехколонной объездил пол-Севера. Потом армия, служба по контракту, Тосненский завод «Томез». В 90-е завод закрыли, работал где подвернётся. Заочно окончил факультет психологии Сибирского института экономики и права. Женился, детей растил. Обыкновенно жизнь складывалась.
Десять лет назад сидели в друзьями, байки травили. Товарищ мне говорит: «Хорошо рассказываешь! А написать сумеешь?». Почему бы и нет – напишу! Через какое-то время встретил его, он спросил, как книжка движется. А я и не брался. Слово надо держать. Сел и за две недели написал юмористическую повесть «Орден хохочущего Патрикея».
– Что чувствовали, когда поставили точку?
– Был горд – собственная книга! Гонорары мало интересовали. У меня была хорошая должность в службе безопасности судостроительного завода «Пелла». Я и сейчас там работаю. А сказать о себе: «Я – писатель» мечтал. Взял рукопись, отнёс в местную полиграфию, заплатил 200 рублей, и мне напечатали 40 экземпляров.
Знающий человек подсказал – теперь надо в Союз писателей. Я поехал в Санкт-Петербург, зашёл в секцию прозы и без обиняков сказал, что хочу вступить. Лев Толстой, не меньше. Таких новичков там перевидали. Вежливо объяснили мне, что произведение должно прочесть жюри из 20 человек. Книги рецензентам раздал, жду.
Через месяц пришёл на заседание. Отзывы хорошие. Но оказалось, нужно делать редактуру. Что это такое, я знать не знал. Сейчас со смехом воспоминаю – полным профаном был.
Мне нашли опытного редактора. Она повесть отредактировала и посоветовала больше книг не писать.
Лучше бы она этого не говорила. Когда я слышу «нет» и «никогда», включается режим «пробить лбом стену».
– И вы взялись за вторую книгу?
– Не сразу. Негативные отзывы пыл умерили. Но писательство мне нравилось, отступать я не люблю. К тому же нашёлся отличный материал.
Коллега занимался на Ладоге дайвингом. Он рассказал о своём увлечении много занятного, и у меня сложился сюжет юмористической повести с элементами фэнтези.
Назвал книгу «Корабль по имени Пелла». Она о незадачливом кладоискателе Генке Беленьком, который хлебнул мухоморной настойки и очутился в далёком прошлом, у викингов. А северные мореходы на драккарах, наоборот, у нас, на Ладожском озере.
Нашёл хорошее издательство, напечатал. Аудоверсию озвучил актер Константин Суханов.
Позже были юмористическая повесть «Турбюро «Едьте лесом», сборник рассказов «Бочка», остросюжетный роман «Секретная саламандра. Секретная миссия», который за два года набрал миллион триста тысяч прослушиваний. Попробовал себя в драбблах – лаконичных зарисовках. Там главное правило – уместить историю в 100 слов, не больше.
Правда, взрослая аудитория меня знает как Сержа Корсаковски. Для юных читателей я Сергей Беспалов.
– Почему стали писать для детей?
– По просьбе дочки друзей. Она посчитала неправильным, что у меня нет произведений для школьников. Да я как-то и не решался писать для юных читателей – они боле строги в своих оценках. Но всё-таки с большим волнением взялся. И шесть лет назад я написал «Солнечный луч мраморных скал» про приключения друзей Мишель и Никиты, которые через пирамиду времени попали к викингам.
Книга выстрелила – посыпались восторженные отклики со всей России. Они поддерживали, воодушевляли.
Некоторое время назад мне предложили сделать сценарий для мероприятия, посвящённого Жене Стасюк. Юная сандружинница Женя Стасюк погибла в октябре 1941 года при обороне Колпино. Ей было всего девятнадцать лет, а она подняла бойцов в атаку, когда они растерялись после гибели командира.
Я задумался – нужно больше рассказывать молодёжи о войне. Честно сказать, не припомню современных книжек российских авторов про Великую Отечественную для детей и подростков.
– Как война коснулась вашей семьи?
– Семья отца всю блокаду провела в Ленинграде. Они жили на Ржевке. Когда началась война, папе было три года. Жалею, что не расспрашивал ни его, ни бабушку. Их воспоминания очень бы пригодились в работе. Многое могли бы рассказать и родственники со стороны мамы. Её тетя Наталья Гавриловна Михайлова была первым председателем Тосненского поссовета, поднимала посёлок из разрухи. Поздно начинаешь задумываться о том, что твои близкие были свидетелями и участниками великих событий.
– Вы посвятили книгу «Там, за рекой» юным героям Великой Отечественной войны. О ком она?
– Об обыкновенных мальчишках. Война проверила их на прочность, заставила рано повзрослеть.
У Мишки из повести «Мишкин остров» фашисты убили маму, повесили сестру, его и других ребят из села хотели угнать в Германию. Он скрывался в лесу, попал к партизанам и сумел вывести отряд из-под носа у немцев на остров посреди болота.
Лешка и Егор из второй повести приехали в деревню к бабушке на лето и там встретили войну. Лешка – контуженный, с разбитой ногой – когда пограничники вступили в бой с врагом, не раздумывая, лёг за пулёмет.
На войне страшно всем. Но одни этот страх преодолевают, а трусов и слабаков он подчиняет. Мишка, Лёшка, Егорша страх побороли. Один из солдат, Нефёдыч, сказал: «Не победит нас никто и никогда! Сил у них не хватит. Нас не будет, вот такие пацаны им ад устроят!»
– На ваш взгляд, почему повести вызвали такой резонанс?
– Я не рассказываю историю войны «в лоб», а раскрываю характеры подростков. Что происходило в их душах в переломные моменты, как они мужали. Преподношу это с точки зрения психологии ребёнка. Дети военной поры мало отличались от сегодняшних мальчишек и девчонок. Разве что компьютеров у них не было.
Если из десяти прочитавших «Там, за рекой» двое-трое подростков поймут, что делать, как дальше жить, – значит, я со своей задачей справился.
Детям нужны правильные ориентиры. Мои сын и зять – участники СВО. Я понимаю, что сейчас особенно важно каждому из нас сделать выбор в пользу Родины, нашего будущего.
Радуют меня отклики на книгу сотрудников департаментов образования и структур, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием молодёжи. Благодарят из Новосибирска, Чебоксар, Белгорода, Липецка, Томска, Ямало-Ненецкого округа, Республики Крым – всех адресов не перечислить. Фракция «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» предложила перепечатку в «Детской роман-газете». Повести обсуждают на классных часах, уроках мужества.
Очень хочу, чтобы «Там, за рекой» поступила во все детские и школьные библиотеки Ленинградской области. Мечтаю подарить книгу детям новых российских регионов. Я благодарен областному комитету по печати за поддержку в издании «Там, за рекой».
– Какая будет следующая книга?
– Тоже для детей – сборник рассказов о войне, о блокаде. Например, затрону историю об эшелонах с кошками, которых привезли в Ленинград, чтобы спасти город от крыс.
– В Союз писателей вас приняли?
– Я вступил в Интернациональный Союз писателей. Постоянно участвую в заседаниях санкт-петербургского. С семью книгами без проблем войду и в его ряды. Но членству в союзе я не придаю такого значения, как десять лет назад. Хотя литературное творчество для меня давно больше чем хобби, – не важно, будут меня считать писателем или нет. Я стараюсь помочь людям – взрослым и детям – что-то понять о жизни. В этом смысл моего творчества.
Беседовала Людмила Кондрашова
Фото из архива Сергея Беспалова.