Home Наш край НЕ ЦАРСКОЕ ЭТО ДЕЛО

НЕ ЦАРСКОЕ ЭТО ДЕЛО

0 comment

Удивительная новость пролетела по новостным лентам нынешним летом: в Ораниенбауме (город Ломоносов) восстановят катальную горку — ту самую, по которой во времена Екатерины II скатывались гости из сохранившегося в дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум» в Ломоносове павильона «Катальная горка» архитектора Антонио Ринальди.

Напомним, решение было обнародованное «Газпромом» после высокого визита в парк «Ораниенбаум» в Ломоносове президента РФ Владимира Путина. Прозвучало оно неожиданно и не вызвало большого резонанса. Жители Ломоносова ожидали, что по данному вопросу будут высказаны компетентные мнения экспертов, однако этого до сих пор не произошло. Поскольку такое решение выглядит, по меньшей мере, неоднозначно, мы решили вернуться к этой теме и поговорить о целесообразности построения новодела в жемчужине восемнадцатого века, каковой является павильон «Катальная горка», как и весь аутентичный ансамбль «Ораниенбаум».

Для начала обратимся к истории. Выстроенная 250 лет назад горка пришла в негодность и рухнула еще в первой половине XIX века. В конце 1850 — начале 1860 годов её разобрали и больше не восстанавливали. Сейчас представление о грандиозном сооружении (протяжённость скатов и крытых галерей была больше полукилометра в длину, стартовая высота достигала двадцати метров) позволяют составить только макет и чертежи. И новодел в знаковой пригородной резиденции, каковой является Ораниенбаум, не может не настораживать. Но при этом трудно поспорить с тем, что посетитель парка, который впервые слышит о павильоне «Катальная горка», оказывается поначалу разочарован, самой горки не увидев. Чинный аристократичный небесно-голубой павильон, недавно прошедший реставрацию, как-то не соотносится с помещением для развлечений, хоть и царских.

Горка в свои лучшие времена простиралась на месте нынешних западной и восточной аллей ораниенбаумского парка. Кататься с неё могли сама Екатерина II, чьей резиденцией являлась Собственная дача и в частности расположенный здесь комплекса катальной горки, включавший в себя павильон для отдыха и саму горку. Развлекаться вместе с императрицей могли также её гости и приближённые. О том, кому будет разрешено кататься с горки в случае её строительства теперь, в государственном музее-заповеднике «Петергоф», к которому относится дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», пока не задумываются, ведь речь ещё только об этапе научных исследований. Но на другие вопросы «Фонтанки» о прошлом катальных горок научные сотрудники ответили подробно.

Первый вопрос, который всегда возникает, когда речь идет о воссоздании, что можно взять за образец? Если попытаться восстановить цепочку событий в случае с Катальной горкой, то от нее фрагментов до наших дней не дошло – по крайней мере, сведений о них нет. Часть колоннады обрушилась еще в 1813-м, и кирпич оттуда разобрали «на разные починки», а 1858–1861 годах конструкцию демонтировали полностью. Интересно, что часть кирпичей отдали одному из крестьян, участвовавших в работах. А часть ушла на доделки южного фасада павильона — как раз того, к которому примыкала катальная конструкция. В собрании государственного музея-заповедника «Петергоф» отсутствуют исторические фрагменты ската или колоннад горки, однако есть чертежи XVIII века, — уточнили в ГМЗ. Это проектные гравированные чертежи Антонио Ринальди, изданные в составе увража в Риме в 1796 году, а также аксонометрический чертеж де Сент-Илера 1770-х годов. Помимо этого аксонометрический план горы и павильона того же автора (вид сверху) есть в собрании государственного музея истории Санкт-Петербурга. Государственный музей-заповедник «Гатчина» располагает акварелью 1812 года, где просматривается место примыкания катальной горы к павильону в Ораниенбауме.

В российской национальной библиотеке хранится литография с видом Ораниенбаума, где видна часть Катальной горы.

Итак, с внешним видом разобрались. Из чего конструкция была выполнена? Научные сотрудники объясняют, что опорные стены и колоннады были кирпичными, их штукатурили и красили в белый цвет. А сам скат, по которому двигались коляски (катались отнюдь не на салазках, а на специально сконструированных резных золоченых колясочках в виде триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей), а также декоративная скульптура и балюстрада были деревянными. «Помимо этого известно, что нижний ярус галерей колоннад был вымощен путиловской плитой, — продолжили в ГМЗ. — На верхнем ярусе был уложен деревянный настил». Конечно, в ходе эксплуатации конструкции обновляли, но существенных изменений в облике не произошло. «Ремонты, осуществлявшиеся в ораниенбаумской резиденции в 1780-е годы, в основном свелись к замене прогнивших деревянных частей горки, частичному исправлению мощения колоннад, переустройству водоотведения, — объясняют в музее. — Также в каменных опорных стенах скатов были сделаны пять сквозных проходов для избавления от сырости. Деревянная скульптура на колоннадах была снята и перекрашена, по фасадам были проведены штукатурные и малярные работы».

Но неужели и в земле не осталось никаких следов катальной горы, давшей название знаменитым «русским горкам»? Остались. В 2007 году археологи, исследуя территорию вблизи павильона и на южной оконечности луга Катальной горы, нашли фундаменты и массивы кирпичной кладки основания опорных стен ската и колоннад (галерей), а также основание южной части колоннады. «Насаждения пихт и елей вдоль луга, предположительно, были сделаны между Катальной горой и колоннадами в конце XIX века, — говорят в ГМЗ. — На данный момент корневая система деревьев, вероятно, проросла в остатки фундаментов галерей».

К сожалению, современники императрицы, катавшиеся с ораниенбаумской катальной горы, не оставили о своих впечатлениях письменных воспоминаний. Но текстовые описания горы сохранились в воспоминаниях европейских путешественников: в ГМЗ приводят в пример записки и путевые очерки немецкого публициста Иоганна Генриха Кристиана Мейера (1779), английского историка и путешественника Уильяма Кокса (1787), борца за независимость испанских колоний в Южной Америке Франсиско де Миранда (1787), профессора богословия Иоганна Иоахима Беллермана (1788), английского писателя Уильяма Томсона (1790) и французского дворянина Альфонса Фортиа де Пиля (1791).

Мало кто знает, что у ораниенбаумской катальной горы был прототип в Царском Селе. «Катальная гора в Царском Селе была построена в 1753–1757 годах по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, Катальная гора в Ораниенбауме — в 1757–1774 годах по проекту Антонио Ринальди. В литературе автором чертежей механизмов обеих гор обычно называют изобретателя Андрея Нартова. Однако жизнь ученого прервалась ещё в 1756 году, вряд ли он успел детально разработать механизм ораниенбаумской горы. Скорее всего, его чертежи, относящиеся к царскосельскому сооружению, были использованы при проектировании горы в Ораниенбауме», — считают сотрудники «Петергофа». Катальная гора в Царском Селе была снесена ещё при жизни Екатерины II вместе с павильоном. По некоторым источникам, катаясь с горы в Царском Селе, императрица чуть не упала, когда колесо коляски вылетело из колеи. Удержал коляску граф Орлов, стоявший на запятках.

Некоторые специалисты считают, что развлечение вышло из моды после ухода Екатерины. В ГМЗ»Петергоф» другое мнение по этому поводу. «Вряд ли возможно связать смерть императрицы и утрату интереса к подобным развлечениям, — рассуждают музейные сотрудники. — Вероятнее всего, катальные горы, сообразующиеся с эстетикой и идейной составляющей барокко и рококо, оказались лишними в новой эпохе классицизма. После ремонта 1780-х годов, катальные горы в Ораниенбауме больше не подновлялись, и уже в 1820-е годы были в запущенном состоянии. В 1840-е автор «Очерков Ораниенбаума» Леонид Кавелин пишет, что «величественные колоннады представляют собой только живописные развалины»».

Однако эпоха катальных горок не ушла совсем: они оставались любимым развлечением петербуржцев. На льду Невы и на Марсовом поле в Петербурге по случаю масленичных гуляний сколачивали деревянные горы. В 1810-е так называемые русские горы — аттракцион, похожий на летние катальные горы в Царском Селе и Ораниенбауме, — появился в Париже.

По материалам сайта Фонтанка.ру

На снимках: павильон катальная горка.

Фото из открытых источников.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика