Главная На районе НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ДОРОГИ

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ДОРОГИ

Автор: Балтийский луч
0 Комментарий

В Ломоносовском районе Ленобласти восстанавливают Ижорскую крепостную железную дорогу, которая проходила по территории форта Красная Горка. Что же такое Копорская железная дорога? Об этом пишет известный местный краевед А. Карху в статье «Ижорская железная дорога» в  «Балтийском Луче» от 11июня 1971 года. Начало его рассказа читайте в прошлом номере газеты «Балтийский луч».

Окончание. Начало в № 32.

В 1926 году началась реконструкция Ижорской железной дороги, некоторые её участки были спрямлены. В это время завершалось и строительство дороги от Лебяжья до станции Веймарн, поэтому «Ижорку» соединили на станции Ораниенбаум с Балтийской линией Северо-Западной железной дороги. Пассажирское движение и перевозка грузов на дороге стало регулярным и безопасным, что, несомненно, сыграло большую роль в подъёме хозяйственного развития всего прибрежного района. С 1927 года Ижорская военная дорога перестала существовать как самостоятельная магистраль.

В годы Великой Отечественной войны, в условиях вражеской блокады Приморского плацдарма, бывшая «Ижорка» вновь стала военной дорогой. Здесь находились боевые позиции бронепоездов «За Родину» и «Балтиец», а на многочисленных «усах», отходивших в леса от основной магистрали, базировались железнодорожные артиллерийские батареи. Имея возможность быстро маневрировать, они мощными огневыми залпами помогли нашим войскам сдержать натиск фашистских полчищ, рвавшихся к Ленинграду. Все долгие месяцы блокады действовал этот небольшой участок железной дороги. Перевозку грузов, людей отважные железнодорожники производили под непрерывными вражескими обстрелами, бомбёжками. В январе 1944 года при снятии блокады Ленинграда в общем оркестре артиллерийской подготовки звучали и мощные залпы артиллеристов – железнодорожников с «Ижорки».

Давно уже бывшая военная дорога стала мирной линией на южном берегу Финского залива, тепловозы и комфортабельные мягкие вагоны сменили паровозы и теплушки, а скоро по ней побегут электропоезда, и новые потоки пассажиров устремятся в лес, к морю».

А теперь вернёмся в наше время. Сегодня команда реставраторов планирует восстановить наследие Ижорской крепостной железной дороги. Энтузиасты намерены построить на территории форта Красная Горка железнодорожную ветвь, пустить по ней бронедрезину и создать музей Малой дороги жизни, действовавшей в годы Великой Отечественной войны. Год назад здесь был расчищен весь лес и оголена бывшая трасса железной дороги, рассказал один из участников проекта и студент петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра первого Владислав Иванов. «Сегодня на исторической трассе мы создаём новую железнодорожную ветвь, по которой будет курсировать лёгкий подвижной состав – аналог времён Великой Отечественной войны, представленный бронедрезинами», – сказал Владислав Иванов.

В начале XX века в уникальный природный рельеф интегрировали фортификацию. Оборонительный комплекс при строительстве и орудийную батарею обслуживала железная дорога из порта Ораниенбаума (город Ломоносов). «Первое время здесь будут лежать металлические профили. Они по сечению такие же, как и рельсы. А в дальнейшем планируем перешить дорогу на классические железнодорожные рельсы», – рассказал Владислав.

Пилотный участок дороги составляет двести метров. В планах – создать ветку в полтора километра, которая соединит орудийную батарею с музеем под открытым небом «Форт Красная Горка», куда приезжают туристы со всей России.

Работы охватывают еще два объекта – здание вокзала и водонапорной башни, построенной в начале XX века. Как говорит архитектор Олег Романов, главное – не допустить обрушения последней. На башне установлены леса, пущен железобетонный пояс, защищающий кирпич от разрушения, проведено антисептирование. Возводится кровельное покрытие. Устанавливается новая крыша вокзала форта Алексеевский – до октябрьского переворота 1917 года так называлась здешняя крепость. Здесь планируется вставить окна, двери и восстановить интерьеры. В этом году команда форта Красная Горка намерена обкатать первый участок восстанавливаемой магистрали.

Г. Никольская.

На снимках: Ижорская крепостная железная дорога; на форту Красная Горка идут работы по восстановлению Ижорской дороги.

Фото из открытых источников.

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика