Home Новости НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ДОРОГИ

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ДОРОГИ

0 comment

В Ломоносовском районе Ленобласти восстанавливают Ижорскую крепостную железную дорогу, которая проходила по территории форта Красная Горка. Что же такое Копорская железная дорога? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к газете «Балтийский луч» прошлого столетия. Вот что пишет известный местный краевед А. Карху в статье «Ижорская железная дорога» в номере газеты «Балтийский Луч» от 11июня 1971 года.

«Если мы совершим небольшое путешествие по железной дороге от Ломоносова до Лебяжья, то увидим, как за окнами вагона будут сменять одна другую прекрасные картины природы. Густой девственный лес сменяется сверкающей гладью Финского залива, болота с небольшими речушками уступают место песчаным дюнам, покрытыми стройными соснами.

Этот небольшой участок железной дороги имеет свою интересную историю. Многим ломоносовцам помнится прежнее название этой дороги, идущей от нашего города на запад. Все ее любовно называли «Ижорка», а некоторые многие годы на ней работали. Её строительство началось в связи с сооружением фортов Красная Горка, Серая Лошадь и других береговых батарей, когда потребовались хорошие транспортные пути для доставки оборудования на строящиеся форты с военных заводов Петербурга и Кронштадта. Существовавшая временная железнодорожная линия от поста Сан-Гадле до Красной Горки с этой задачей справиться не могла, так как перевалка грузов с барж на железнодорожные платформы на выносном пирсе была сопряжена с большими трудностями. Строительство новой дороги, которая получила название Ижорской крепостной военной железной дороги, велось в спешном порядке.

К 1908 году было завершено строительство участка дороги до Большой Ижоры, а к началу первой мировой войны вступила в строй и вся дорога до Красной Горки. Строили дорогу военнослужащие инженерного управления Кронштадтской крепости, но здесь много работало и местных жителей. Впоследствии многие из них остались обслуживать начавшееся движение. Для военнослужащих Ижорской дороги было построено несколько, сохранившихся и поныне, железнодорожных казарм: в Малой Ижоре, Дубках, Большой Ижоре, Борках, Лебяжье.

На месте нынешней станции Ораниенбаум II находился поворотный круг для паровозов, остатки которого существуют и в настоящее время. На фортах ответвления дороги подходили к самим батареям.

Поезда по железной дороге ходили только по мере надобности, пассажиров не перевозили. Только после Февральской революции 1917 года по разрешению военных комендантов станций стали брать на поезд и местных жителей. Какое-либо определённое расписание движения поездов отсутствовало, поезда ходили редко и медленно, так как полотно дороги было слабым и очень извилистым. Не случайно на пассажирских проездных билетах в то время была напечатана предупреждающая надпись: «За жизнь и увечья пассажиров железная дорога не отвечает». Однако необходимо отдать должное военной администрации и служащим дороги — никаких аварий в те годы здесь не было. Вскоре для лучшего обслуживания пассажиров некоторые военные казармы были переоборудованы под железнодорожные станции с комнатой для пассажиров. В товарных вагонах были установлены скамейки, прорезаны большие окна, устроены входные ступеньки.

Ижорская военная дорога сыграла большую роль в дни героической обороны красного Петрограда в 1919 году во время подавления контрреволюционного мятежа на береговых фортах. По ней, поддерживаемые артиллерийским огнём, шли наступающие красные части, шел бронепоезд № 52 и бронелетучка, оборудованная ораниенбаумскими железнодорожниками.

Окончание в следующем номере.

Г. Никольская.

На снимках: Ижорская крепостная железная дорога; на форту Красная Горка идут работы по восстановлению Ижорской дороги.

Фото из открытых источников.

Постройка нового участка Крепостной железной дороги к Красногорским батареям /от д. Б. Ижоры/ была разрешена к производству 8-го августа 1909 года. Протяжённость ветви должна была составлять до 14 верст при ширине полосы отчуждения в 10 сажень. Приступить к работам следовало с 1 сентября сего года, закончить к 1 ноября.Железная дорога была нужна для обеспечения строительства батарей. Её строили из остатков ремонта железной дороги от Ораниенбаума до Нижне-Ижорской батареи. Почти 15 км железной дороги при ширине просеки в 6 сажень построили за 2 месяца в осенний период, прокладывая её через лес, вырубая деревья и выкорчёвывая пни. В январе 1911 года по железной дороге было отправлено 123 поезда. В феврале 4 паровоза совершили пробег 3984 паровозовёрст. Вагоны совершили пробег 11.168 вёрст. В июле 1911 года отправлено поездов от ст. Спасательная до ст. Красная Горка 85 пар и перевезено грузов 10.656.600 пудовёрст. Железная дорога справлялась с возложенной на неё задачей.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика