Одной из форм экстремистской и террористической деятельности можно назвать сетевое секстанство. По оценкам специалистов, сегодня в России насчитывается от трёхсот до пятисот действующих разрешённых сект отечественного происхождения, страна занимает третье место в мире по числу тоталитарных сект. Численность людей, вовлечённых в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает более миллиона человек, семьдесят процентов из которых молодые люди. Тоталитарные секты, по мнению эксперта из исследовательского центра стратегии и развития национальной безопасности Игоря Олейника, нередко напрямую связаны с терроризмом. Сегодня мы поговорим о том, кто наиболее подвержен деструктивному влиянию, какие приёмы применяют вербовщики и как не попасть в сети сектантов.
Что может заставить человека добровольно расстаться со своим имуществом, собственной личностью и даже жизнью? А отнять или покалечить жизнь другого, незнакомого, человека, без видимых причин и личных мотивов? Избитое выражение «человек собой не владеет» порой имеет буквальное значение – им владеет кто-то другой, и речь не о мистической одержимости демонами, а о вполне человеческих и земных феноменах. Речь о тоталитарных деструктивных сектах и радикальных экстремистских организациях. Их объединяют формат управления людьми и способы привлечения адептов. Разница, возможно, лишь в личностных характеристиках вербуемых. Одних проще убедить пожертвовать собой, других – проявить агрессию и принести в жертву чужую жизнь.
Думаете, угодить в лапы сектантов может только слабый, недалёкий и безвольный человек? Это первая ошибка по дороге в ад. Старшее поколение наверняка помнит нашумевший советский фильм «Пираты двадцатого века» и актёра Талгата Нигматулина. Кто мог предположить, что этот умный, талантливый человек и востребованный актёр, кумир миллионов, станет жертвой тоталитарного культа. Несмотря на физическую силу и бойцовские навыки, он безропотно дал себя убить сообщникам своего «гуру». Два физически более слабых мужчины просто забили его до смерти у него дома. Как показало следствие, жертва не оказывала сопротивления своим убийцам. Вот такое проявление покорности своему «учителю». Здоровый, молодой и успешный мужчина просто принёс себя в жертву во имя убеждений, взрощенных в его голове каким-то «гуру».
Это то, что нам стало известно ценой смерти выдающегося человека. Но сколького мы ещё не знаем? Талгат уже не расскажет, на какой крючок поймал его кровожадный хозяин. Но благодаря случаям с менее печальным исходом, когда жертве удалось вырваться из лап секты, а также исследованиям специалистов, мы можем увидеть алгоритм и механику работы экстремистских культов и организаций нерелигиозного толка. Эти алгоритмы универсальны, поскольку базируются на знании человеческой психики и применяются вербовщиками всех мастей – от любителей поговорить о боге до представителей террористических группировок.
Как уже было сказано, первая ошибка потенциальной жертвы – думать, что со мной этого не случится никогда, это то, что происходит с другими, но не со мной. Такая установка делает нас уязвимыми из-за утраты внимания к мелочам и как будто незначительным деталям. Человек легко идёт на контакт с чем-то даже потенциально опасным, если считает себя хорошо осведомлённым. Особенно если предложение поступает от близкого или просто знакомого человека, что не редкость в практике вербовки. Даже если вы убеждены в том, что ваш знакомый попал в секту, и вы отправитесь на собрание с целью открыть ему глаза – вы уже почти попались. Потому что на этом собрании не будет пахнуть серой, вы не увидите перевёрнутых крестов и младенцев, принесённых в жертву. Вы встретитесь с приятными, умными и адекватными людьми, которые разносторонне развиты и разделяют многие ваши интересы. Картинка, с которой вы столкнётесь, не совпадёт с вашими представлениями о секте или экстремистском сообществе. Это обезоруживает, а то тепло, с которым вас примут в новом обществе, привлекает и завораживает. Даже подготовленные специалисты, приходящие в культы ради исследования и работающие под прикрытием, отмечают силу влияния, сравнивая это воздействие с невидимой радиацией. Словом, вы прошли первую ступень.
На втором этапе организация должна обеспечить регулярность взаимодействия: вы не должны пропускать встречи. Здесь работают путём создания уникальной возможности, которую вы просто не можете упустить. Например, на следующем собрании ожидается выступление настолько редкого и ценного спикера, что пропустив его, вы никогда себе этого не простите. Только здесь и только сейчас. Задача тут простая – не дать вам времени задуматься, с кем-то обсудить, включить критическое мышление.
Третьим пунктом идёт создание уникального ресурса – здесь вы получаете ровно то, в чём остро нуждаетесь. Это могут быть запросы на деньги, успех в саморазвитии, авторитет в обществе, человеческое понимание и тепло или даже безопасность. Последнее играет немаловажную роль при вхождении в состав подростковых и молодёжных радикальных группировок. Это довольно ясно показано в хайповом сериале «Слово пацана». Чтобы не страдать от наездов группировки на районе, надо самому стать её частью. Не хочешь насилия в свой адрес – становись агрессором сам.
После того, как новобранец соблазнился на уникальный ресурс и стал частью команды, организация создаёт у человека ощущение второй семьи с максимальной поддержкой и помощью в решении самых разных проблем. Человека буквально кормят эндорфинами, причём абсолютно безвозмездно, не требуя ничего взамен. Такое «бескорыстие» принципиально важно на данном этапе. Если в этот момент обеспокоенные родственники заметят неладное и попытаются вмешаться, их попытка будет обречена на провал. На этом уровне вербовки организация может специально создавать незначительную провокацию для своего новобранца. Например, предложить участие в каком-то безобидном ритуале или обряде, чтобы спровоцировать и ускорить раскол с близкими.
Человека всеми способами стараются изолировать от близкого окружения, от семьи, которая его «не понимает». После чего он с лёгкостью поддаётся тотальному контролю. Вот здесь и выясняется, что человек должен организации, не просто же так он столько «плюшек» здесь получал. Могут всплыть очень личные подробности о жизни, поведанные в минуты откровений. В ход идут любой компромат и угрозы дискредитации. Нередко, особенно в криминальных кругах, человека делают соучастником преступления, в том числе экстремистской и террористической направленности.
Это значит, что пришла пора эксплуатации ресурсов человека. Любых ресурсов – денег, имущества, времени и профессиональных навыков, возможностей, связей. Именно в этот момент человек, особенно молодой, в силу отсутствия жизненного опыта наиболее подверженный воздействию, оказывается на пути экстремизма и терроризма. Так наступает точка невозврата, происходит разрушение личности, ведущее к проявлению насилия над другими или к собственной смерти. Жизнь адепта не представляет хоть какой-то ценности для организации. Напрямую она, может быть, не заинтересована в физическом устранении человека, но при любой малейшей надобности с лёгкостью пожертвует очередной жизнью. В том числе нередко в целях политических.
Алгоритмы порабощения личности человека идентичны и для фанатиков-сектантов, и для террористов. Разница лишь в цене – в первом случае жертвой становится сам человек, во втором в жертву приносятся многие жизни. Можно ли повлиять на этот жуткий феномен? Главное быть бдительными в отношении себя и внимательными к своим близким. Если вы заметили внезапное изменение поведения или настроения своего родственника или друга – это повод для беспокойства. Помним, что человек, попавший под влияние, невосприимчив к прямой критике, она скорее вызовет обратный эффект и увеличит дистанцию между вами. Эффективнее обсудить пример другой аналогичной организации, в адрес которой он сможет допустить критику, а заодно проведёт параллели со своей ситуацией, что поможет осознать своё положение. Вернуть человека в реальную жизнь – сложный и долгий труд. Много проще изначально не встать на него.
К. Литвинова. Опубликовано при поддержке Комитета по печати Ленинградской области.
Фото из открытых источников.