Главная Новости БАМ: история любви

БАМ: история любви

Автор: Балтийский луч
0 Комментарий

Пятьдесят лет назад в Советском Союзе была начата, как тогда говорили, стройка века – Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Пятьдесят лет совместной жизни отметили в этом году супруги Ионовы из города Ломоносов: рождение их семьи стало первой комсомольской свадьбой в посёлке Звёздный на БАМе.

Татьяна Михайловна родом из Сибири – города Кемерово, Виктор Александрович – из Саранска. В Саранске, столице Мордовии, они и познакомились, работая вместе на заводе. Девушку направили сюда по распределению после окончания техникума по специальности «техник-электрик». Понравились друг другу, стали встречаться. И вот уже назначена свадьба на лето 1974 года. А весной объявляют о начале грандиозной стройки – железнодорожной магистрали, которая должна будет пройти сквозь таёжные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока с перспективой на экономическое, социально-политическое и стратегическое развитие этой территории. И тысячи молодых людей захотели быть причастными к этому важному делу. «Слышишь время гудит – БАМ, на просторах крутых – БАМ, и большая тайга покоряется нам». Это и романтика, и вызов, и желание проверить себя в столь масштабном проекте, начиная его с нуля. Виктор Ионов не мог остаться в стороне, записался в комсомольский строительный отряд, сказал любимой, что через год вернётся. А Татьяне как молодому специалисту надо было три года отработать на предприятии, да и в отряд, численностью 15 человек со всей Мордовии, в основном, брали парней. Но они всё-таки решили с Виктором сходить на удачу в обком комсомола, и удача им улыбнулась. Как раз одна девушка по семейным обстоятельствам отказалась от места в стройотряде, и на её место вписали Татьяну.

А дальше всё закрутилось с такой скоростью, что не успели они оглянуться, как в пять часов вечера уже сидели в поезде вместе с другими стройотрядовцами из Мордовии и отправлялись в Москву. В столицу стекались комсомольские отряды из всех республик СССР и крупных городов России, их разместили в гостинице, возили на экскурсии. 27 апреля, в заключительный день работы XVII съезда комсомола, их привезли в кремлёвский дворец съездов, уже переодетых в форму строительных отрядов: на рукаве была нашивка БАМ, а на кармане – всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда комсомола. Когда с трибуны было объявлено о решении считать Байкало-Амурскую магистраль всесоюзной ударной комсомольской стройкой, отряд в полном составе вошёл в зал заседаний и заполнил все проходы под бурные аплодисменты. Татьяна Михайловна вспоминает этот момент с большим волнением. Вечером этого же дня поезд № 14, весь состав которого был полностью отдан стройотрядовцам со всей страны, отправился с Ярославского вокзала в Москве после торжественного митинга и напутственных речей. Митинги проходили на всём пути следования на крупных станциях. В городе Тайшет отряд поделили пополам – триста человек поехали в Тынду, а триста, в их числе Татьяна с Виктором,  в город Усть-Кут, он же железнодорожная станция Лена, он же речной порт Осетрово. Дальше пути не было. Третьего мая 1974 года на вертолёте их доставили в посёлок Звёздный. Татьяна Михайловна вспоминает: «Когда летели над тайгой, всюду снег. Думаю, а как же мы палатки будем разбивать? Но нас уже ждали, всё было подготовлено: в большой палатке застелены кровати, посередине сложена печь из кирпича».

Из трёхсот человек, прибывших в Звёздный, было 18 девчат, им выделили отдельную палатку. В мае в тайге ещё холодно, тепла печки хватало ненадолго. С водой тоже были проблемы. Те, кто не выдержали трудностей, уехали сразу, а те, кто остались, стали бамовцами на всю жизнь. Главной задачей молодых строителей было прорубить просеку в сторону Усть-Кута под железную и автомобильную дороги. Несколько месяцев Виктор Ионов работал лесорубом, а потом электромонтёром. Татьяна первое время работала штукатуром-маляром, а затем  монтёром пути и электромонтёром. В посёлке очень активно шло строительство: к первому сентября была уже готова школа, возводились деревянные жилые дома и административные здания. Клуб был дощатый, сквозь щели видна была улица, но это не останавливало молодёжь, приходившую сюда в свободное от работы время на танцы или творческие мероприятия. В июне 1974-го Виктор и Татьяна решили подать заявление в ЗАГС, ближайший находился в Усть-Куте, куда только вертолётом можно долететь. И там молодым пошли навстречу: предложили провести выездную регистрацию оформления брака. И ещё одна пара решила зарегистрировать свои отношения. Так получились две комсомольские свадьбы – первые в посёлке Звёздный. Подарок молодым от комитета комсомола был незабываемым: в полное распоряжение молодожёнов и их родственников, приехавших на свадьбу, был предоставлен вертолёт, и лётчик прокатил их с ветерком над посёлком и окружающей его тайгой. Молодым предоставили семейную палатку, потом комнату в общежитии. Когда родилась дочь Лена, им дали однокомнатную квартиру. Дочка появилась на свет в ноябре 1975 года, а в декабре – ещё одно знаменательное событие: в Звёздный приехал первый поезд по проложенному стройотрядовцами участку пути. В 1975 году Виктор и Татьяна поступила в якутский политехнический институт, оба окончили его, получив специальность «инженер-электрик». В начале 1980-х дорога пошла дальше, многие семьи уехали из Звёздного продолжать строительство железной дороги. Ионовым тоже предстояло решить, что делать дальше. В то время они уже были в счастливом ожидании второго ребёнка. Виктор узнал, что в Ленинграде начато строительство защитных сооружений от наводнений. И будучи здесь в отпуске в 1981 году они зашли в управление строительства дамбы, где им сказали, что такие специалисты им нужны. Но на их письмо, отправленное осенью, долгое время не было ответа. В феврале 1982 года родилась дочь Катя, а в мае пришло письмо из управления строительства дамбы, где сообщалось, что Виктор Александрович Ионов приглашается на строительство защитных сооружений от наводнений с предоставлением койко-места, а в течение трёх лет семья будет обеспечена квартирой. Но трёх лет ждать не пришлось, уже через полгода работы на строительстве дамбы при распределении квартир в строящемся доме в городе Ломоносов Ионовым выделили трёхкомнатную квартиру, в которой они живут до сих пор. Виктор Александрович работал главным энергетиком на одном из участков дамбы, Татьяна Михайловна 30 лет трудилась диспетчером в электрических сетях Ломоносовского района Ленинградской области.

В июне этого года супруги Ионовы отметили золотую свадьбу. Их главное достояние – дочери и внучки, которых у них четверо. Бабушка и дедушка охотно рассказывают им о том, как они строили Байкало-Амурскую магистраль. Восемь лет, прожитых на БАМе, Татьяна Михайловна и Виктор Александрович вспоминают с большой теплотой и благодарностью: здесь родились обе их дочки, здесь появилось много друзей, которые на всю жизнь, прошло становление, закалился характер, а их любовь, пройдя испытания, стала только крепче.

И.Степанова.

Фото из архива семьи Ионовых.

Фото сверху: Золотая пора, 2024 год

Виктор и Татьяна Ионовы в день свадьбы. 1974 год
Встреча первого поезда в Звездном. Ионовы с маленькой дочкой на руках в центре. 1975 год
Всесоюзный стройотряд отправляется из Москвы на БАМ: Татьяна в центре

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика