Home Новости Один среди всех

Один среди всех

0 comment

Первые публикации о таком явлении  школьной жизни, как буллинг, в России начали появляться почти 20 лет назад. Ключевые слова в них: подросток, буллинг, школа, семья, ненависть, насилие, экстремизм, терроризм, агрессия, дискуссия. Сегодня психологи, педагоги и учёные признали буллинг составляющей экстремизма и занимаются вопросами его проявления и предупреждения среди подростков. По мнению экспертов, затравленный в детстве человек вполне может стать экстремистом или террористом в будущем. Английское слово «буллинг» означает запугивание, психологический или физиологический террор, травля, направленные на подчинение другого человека. Как считают специалисты, школьный буллинг – явление социальное,  его главной причиной является общая атмосфера в учебном заведении. Как распознать буллинг, чем он опасен и как с ним бороться – об этом читателям «Балтийского луча» рассказывают кинорежиссёр, журналист Евгений Захаров и психолог Татьяна Сакович из центра культуры и молодёжных инициатив Ломоносовского района Ленинградской области, расположенного в посёлке Большая Ижора.

Ломоносовский кинорежиссёр Евгений Захаров вплотную коснулся темы школьного буллинга. По заказу министерства образования Российской Федерации он снял два сюжета на эту тему, главные роли в которых сыграли ломоносовские школьники. И теперь его мини-фильмы используются как часть учебного пособия в музее толерантности в Москве. Их также обсуждают с детьми педагоги и психологи в рамках дополнительных к учебной программе занятиях, в том числе в Ленинградской области. Когда дочь кинорежиссёра,  училась в одной из ломоносовских средних школ в седьмом классе, Евгений входил в классный совет отцов. И однажды на этом совете разбирали как раз такой случай: несколько пацанов издевались над тихоней-одноклассником. Мальчишки обзывали парня, могли ударить, закрыть в туалете, порезать его портфель или одежду. А в жертву они превратили своего товарища потому, как потом сказали сами, что он из-за стеснительного характера не мог защититься, боялся их. То есть был не таким, как все, не похож на остальных. Взрослым понадобилась неделя, чтобы травля ученика прекратилась, и его обидчики подружились со своей недавней жертвой. Полезным назвала опыт по созданию в школе совета отцов психолог Татьяна Сакович. Потому что буллинг, к сожалению, довольно распространённое явление. Не исключение и учебные заведения  Ломоносовского района. Татьяна Георгиевна – частый гость в  школах района. Она периодически выезжает в разные поселения Ломоносовского района и проводит психологические семинары со школьниками. Каждый раз ребята заполняют предложенные ею анонимные анкеты обратной связи. В них подростки предлагают темы для обсуждений на следующих семинарах. «И почти во всех школах есть ученики, которые пишут о том, что над ними издеваются одноклассники, – рассказывает Татьяна Сакович. – И это недопустимо, ребят надо выводить из такой ситуации, например на временное дистанционное обучение, а затем подключать психолога и всех, кто может помочь. Ход событий в подобных случаях изменить возможно, и очень быстро. Может понадобиться всего пара тренингов с психологом. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы коллектив дистанцировался от агрессоров, а «белая ворона», или жертва, наоборот, была вовлечена в коллективное общение.  Для налаживания отношений между одноклассниками подходит любое коллективное действие, например турпоходы. Правда, педагоги жалуются на сильную загруженность работой, и такие мероприятия практикуют не все». Как говорит Татьяна Георгиевна, ученик не должен оставаться один на один с проблемой буллинга и тем более с ней бороться. Нередко школьный буллинг происходит с молчаливого согласия старших: порой они всё видят и молчат либо не всегда замечают проблему. Профессионал способен прекратить террор одноклассников в отношении товарища в короткий срок. В любом случае важно, чтобы дети рассказали о проблеме взрослым. Буллинг – это не про плохих детей, а про болезнь детского коллектива, как говорит психолог. В классе всегда есть ребята послабее по успеваемости или по здоровью, да и просто по складу характера, бывает, ученик не может постоять за себя. И есть другие дети со своими проблемами, заставляющими их самоутверждаться в коллективе, что легче всего сделать за счёт слабых товарищей. Как правило, в буллинге три основные роли: буллеры – те, кто придумывает и возглавляет издевательства, наблюдатели, или свидетели, – кто одобряет либо осуждает агрессоров, и жертва.

При буллинге страдает не только жертва травли. Её свидетели получают серьёзную психологическую травму. Если ребёнок видел насилие, но ничего не сделал, чтобы его предотвратить, потому что боялся сам стать жертвой буллинга, то это может сказаться на его поведенческих реакциях в будущем. Дело в том, что ребёнок, когда на него нападают сверстники, думает, что это он плохой, недостойный, неинтересный и так далее. На самом же деле у такого школьника просто занижены само-оценка и стрессоустойчивость. В качестве профилактики с подростком может поработать психолог, но на борьбу с буллингом в отношении ученика должны подняться все взрослые из его окружения. Прежде всего это классный руководитель, затем директор школы, родители, представители департамента образования и прокуратуры, если понадобится. Татьяна Георгиевна считает, что не стоит путать школьный конфликт с буллингом – это разные вещи. Буллинг – это систематическая, целенаправленная травля, постоянное издевательство над человеком как в моральном плане, так и физическом. Если ничего не предпринять, оставить подростка без помощи,  ситуация может закончиться трагедией. Ребёнок может получить телесные повреждения от насилия со стороны сверстников. Может сам решить «выйти из окна», чтобы  не терпеть издевательства над собой. Одна из самых опасных форм буллинга – бойкот, который может привести жертву к суициду. Поэтому так важно, чтобы рядом с таким ребёнком оказался взрослый, который его услышит и поймёт.

 Татьяна Георгиевна рассказала интересный случай из своей практики: «В прошлом году мы с ребятами из 8-9 классов, с которыми я провожу семинары, посмотрели художественный фильм «Чучело». После я спросила их мнение о картине, о чём она? «Про уродов и людей», – ответили мне школьники». Широко известный фильм «Чучело» является наглядным примером нездоровых отношений в школе. «Белой вороной»  стала новенькая в классе, которую не приняли сверстники. И как раз потому, что она была просто не похожа на других. Анализ, проведённый специалистами, показал, что сегодня в российских школах больше половины детей сталкивались с буллингом, а каждый второй подросток  – участник или свидетель травли. И если школьный буллинг  признан составляющей экстремизма,  то пора начать серьёзную борьбу с этим явлением в целях профилактики экстремисткой идеологии.

М.АНДРЕЕВА.

Евгений Захаров снимает сюжеты о буллинге в школе

Фото из открытых источников.

Опубликовано при поддержке Комитета по печати Ленинградской области.

Признаки риска экстремистского поведения у ученика.

Отсутствует самореализация в школе и общении.

Держит агрессию внутри себя.

Проявляет интерес к контенту скулшутинга – это крайняя форма проявления детской агрессии, тяга к садизму, шок-контенту в соцсетях, одежда с надписями «гнев», «ненависть», death, wrath и подобными, особая лексика: «биомусор», «взять огнестрел», «всех всегда ненавидел», «бойня» и другая.

Во всех случаях скулшутинга подросток предупреждает – о предстоящей расправе в соцсети, СМС или устно, поэтому его угрозу следует принимать всерьёз.

Эстремизму предшествует изменение поведения подростка – внезапные выходки, прогулы, накопление денег, интерес к оружию.

Отсутствует эмпатия: не сочувствует другим, инфантилен.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика