Home На районе Он такой один

Он такой один

0 comment

18 июня Китайский дворец в парке «Ораниенбаум», расположенном в городе Ломоносов и являющемся филиалом музея-заповедника «Петергоф», открыл для посетителей все свои залы после реставрации. Консервационно-реставрационные работы проходили на протяжении 20 лет. Открытием последних четырёх комнат дворца – Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины – завершилась реставрация этого музея, приуроченная к 295-летию со дня рождения императрицы Екатерины II, чьей летней резиденцией являлся дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме. Реализация столь масштабного проекта стала возможна благодаря поддержке «Газпрома».

«Китайский дворец – уникальный объект реставрации, мировой архитектурный шедевр XVIII  века в стиле рококо. В нашей стране есть только один дворец в этом стиле – это Китайский дворец. 17 лет тому назад музей-заповедник «Петергоф” и «Газпром” подписали соглашение о комплексной реставрации Китайского дворца, о восстановлении всех его интерьерных залов и помещений. И сегодня мы можем с полным правом сказать, что Китайский дворец стал местом притяжения для петербуржцев, многочисленных туристов, стал точкой обязательного посещения. Китайский дворец восстанавливали сотрудники музея, мастера и молодые специалисты ленинградской школы реставрации. Огромное спасибо всем за совместный плодотворный труд», – сказал на торжественном открытии председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

«Уцелевший во время Великой Отечественной войны, Китайский дворец одним из первых царских загородных дворцов и резиденций открылся для посетителей. Послевоенные реставраторы на энтузиазме, не имея практически никаких методических пособий, возродили этот прекрасный дворец. Но вскоре ему потребовалась системная научная реставрация. Так как здание не отапливалось, было важно сделать так, чтобы в нём были устойчивая температура и оптимальная влажность. Мы можем с гордостью сказать, что 99,9 процента Китайского дворца – это всё, дошедшее до нас из XVIII и немного из XIX века. Такого дворца в стиле рококо в России больше нет», – добавил генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков, выразив огромную благодарность «Газпрому» и лично Алексею Миллеру за поддержку, которая позволила вернуть Китайскому дворцу великолепие.

О важных реставрационных решениях рассказала заведующая сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума» Татьяна Сясина: «Сравнить Китайский дворец с каким-либо музеем невозможно. Это музей, который сохранил не только интерьеры эпохи Екатерины, но саму ауру – то, что мы называем чувством истории, когда мы входим и верим в то, что здесь была Екатерина II. За время реставрации были приняты решения, определившие судьбу дворца. Например, сделать его отапливаемым, благодаря чему мы сможем в дальнейшем сохранить всю эту отделку».

Китайский дворец был возведён в 1762-1768 годах архитектором Антонио Ринальди и являлся частью дворцово-паркового комплекса «Собственная Дача» в Ораниенбауме, принадлежащего императрице Екатерине II. После прогулок, наполненных безмятежным весельем, Екатерина обычно отправлялась с гостями в свой любимый новопостроенный Китайский дворец. Здесь не жили, сюда приходили ненадолго, чтобы окунуться в атмосферу праздника и волшебства. Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри дворец поражает нарядностью и изысканностью оформления. В нём нет повторяющихся обрамлений дверных проёмов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Китайский дворец воплотил в себе модные веяния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. Изначально дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрёл новые черты. По проекту архитекторов Людвига Бонштедта и Андрея Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведённую под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Работы по реставрации Китайского дворца начались в 2004 году, когда в музее стартовал мониторинг температурно-влажностного режима, была сформирована методика его автоматического контроля. С 2007 по 2009 годы при поддержке «Газпрома» были выполнены работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции, c 2009 года осуществляется реставрация всех 17 интерьеров. В период с 2011 по 2022 год были открыты Стеклярусный кабинет, Зал муз, Голубая гостиная, Большой зал, Розовая гостиная, Гардеробная, Передняя, Штофная опочивальня, Будуар, Кабинет великого князя Павла Петровича, Штукатурный покой, Малый и Большой Китайские кабинеты. В 2024 году работы завершаются открытием последних четырёх интерьеров – Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной и Кабинета Екатерины II. Интерьер парадной спальни императрицы – Китайской опочивальни, выполненный в стиле «шинуазри», отличается экзотичностью и изысканностью оформления, а обилие зеркал многократно усиливает эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. Теме науки географии посвящено убранство интерьера Туалетной. В центре перекрытия падуг потолка, выполненного в форме купола земной сферы, размещен плафон-тондо кисти Гаспаро Дициани с аллегорическим изображением молодой женщины, опирающейся на глобус. Теме географии вторит и композиция наборного паркета с изображением розы ветров с восемью лучами в центре и концентрических окружностей – символов континентов. Главным декоративным украшением интерьера являются одиннадцать пастельных портретов придворных дам, исполненных в 1756 году по заказу Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) французским художником Жаном де Сампсуа и символизирующих времена года, стихии и страны света. Ведущее место в оформлении Портретной занимает живопись: 22 портрета кисти художника Пьетро Ротари. Кабинет императрицы богато оформлен живописью и серебряной присыпкой. Над созданием декоративных орнаментальных росписей на стенах и падугах потолка работал Серафино Бароцци. Растительные побеги, пальмовые листья, ленты, цветы, птицы написаны по серебру, что создаёт необычный декоративный эффект, превращая комнату в сказочное пространство. Китайский дворец работает для посетителей до 30 сентября по сеансам с 10.30 до 12.00, с 14.00 до 15.30 ежедневно, кроме понедельника. Музей закрывается во время дождя и при повышенной влажности, поэтому билеты можно купить только в кассе музея в день посещения (онлайн-билетов в этот музей нет). Стоимость входа: 750 рублей для взрослых, 550 рублей – для детей до 14 лет. Парк Ораниенбаум работает ежедневно с 8.00 до 20.00. Стоимость входа: 450 рублей – взрослый билет, 200 рублей – детский. До 10.00 и после 18.00 вход в парк бесплатный.

И.Степанова.

Фото автора и из архива ГМЗ «Петергоф».

Фото вверху: Генеральный директор ГМЗ “Петергоф” Роман Ковриков на открытии Китайского дворца

Китайская опочивальня
Портретная
Туалетная
Кабинет Екатерины

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика