Фото: 1829, 26 мая (14 мая по старому стилю): Севернее входа в Босфор бриг «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта А.И. Казарского вступил в неравный бой с двумя преследовавшими его турецкими линейными кораблями
Откорректированная версия публикации о событиях этого дня в отечественной морской истории: 26 мая – этот день в отечественной морской истории.
25 лет – 1999, 26 мая: В ГосНИНГИ в Санкт-Петербурге состоялось совместное заседание представителей Гидрографического общества и Российского общественного института навигации.
80 лет – 1944, 26 мая: 17 мая 1944 года подводная лодка «С-15» Северного флота под командованием капитан-лейтенанта Г.К. Васильева вышла в боевой поход и 26 мая в 3 часа 52 мин. атаковала 4-х торпедным залпом и потопила головной транспорт конвоя «Сюльвикен», водоизмещением 4000 тон. Из четырёх выпущенных торпед три попали в транспорт. Подводная лодка «С-15» была атакована кораблями охранения, на неё сбросили 114 глубинных бомб, получив серьёзные повреждения, подлодка провалилась на глубину 103 метра и легла на грунт. Экипажу удалось за восемь часов устранить основные повреждения, восстановить дифферентовку, осушив трюмы и колодцы аккумуляторной ямы, и подводная лодка оторвалась от грунта. На глубине 75 метров подводная лодка форсировала опасный район и через 15 часов всплыла в надводное положение.
80 лет – 1944, 26 мая: Подводная лодка Северного флота «М-201» (командир – Н.И. Балин) у мыса Маккаур потопила противолодочный корабль.
120 лет – 1904, 26 мая (13 мая по старому стилю): Впервые при обороне Порт-Артура в боях по защите Цзаньчжоуских позиций приняли участие пулеметные батареи, сформированные 3 мая. Одной батареей командовал мичман В.А. Свиньин, другой – мичман П.М. Шимановский.
120 лет – 1904, 26 мая (13 мая по старому стилю): Японское командование объявило о начале блокады Гуаньдунского (Квантунского) полуострова и всех его портов. В этот же день 2-я японская армия под командованием генерала Я.Оку (около 35 тысяч человек, 216 орудий), высадившаяся в районе Бицзыво, атаковала позиции российских войск на Цзаньчжоуском перешейке, которые прикрывали дальние подступы к крепости Порт-Артур. Российские войска (3800 человек, 65 орудий, 10 пулеметов) не смогли сдержать противника и отступили на новые позиции.
150 лет – 1874, 26 мая (14 мая по старому стилю): Завод Карра и Макферсона перешел в ведение Морского министерства и официально переименован в “Балтийский завод”. Неофициально именовался так со дня основания, т. е. с 1856 года.
170 лет – 1854, 26 мая (14 мая по старому стилю): Начался первый сплав судов по Амуру. От Сретенска вниз по реке отошел караван во главе с пароходом «Аргунь», построенном на Шилкинском заводе. Этот день считается датой основания Амурского пароходства.
195 лет – 1829, 26 мая (14 мая по старому стилю): Севернее входа в Босфор бриг «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта А.И. Казарского вступил в неравный бой с двумя преследовавшими его турецкими линейными кораблями, имевшими почти 10-кратный перевес в артиллерии, нанес им серьезные повреждения и благополучно возвратился в базу.
290 лет – 1734, 26 мая (15 мая по старому стилю): Для содействия русским войскам, осадившим Данциг, из Кронштадта вышла эскадра (14 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 бомбардирских корабля и несколько мелких судов) под командованием адмирала Т. Гордона (война «за польское наследство»).
Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты мая 2024 года.