В рамках медиапроекта #ХРАНИТЕЛИ мы побываем сегодня в обновлённых интерьерах одного из корпусов музея-заповедника «Петергоф». Также мы посетим выставку «Дар» в парке Александрия.
В Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров – Опочивальни. Выполнены работы по установке балдахина на парадную кровать, а также позолоченной резной короны, венчающей балдахин. Во дворцах эпохи ампир опочивальнями именовали парадные спальни, которые располагались на пути следования гостей и служили целям светского церемониала. Несмотря на стоящую в спальне кровать с балдахином, оформлению которых уделялось особое внимание, по прямому назначению эта комната не использовалась. Она воспринималась как особая гостиная, предназначенная для отдыха, процедур переодевания и интимных приёмов особо близких людей. Формированию экспозиции Опочивальни в Екатерининском корпусе предшествовала кропотливая исследовательская работа сотрудников музея-заповедника – изучены рисунки подобных интерьеров в Зимнем, Аничковом и Елагином дворцах в Петербурге. В основу выполненной резной короны балдахина легли чертежи Карла Росси для Опочивальни Марии Федоровны в Елагином дворце. Ткань воссоздали в мастерской «Старинные ткани» в Москве на станках XIX века по историческим аналогам, хранящимся в фонде музея-заповедника «Петергоф» и в российском государственном историческом архиве.
Екатерининский корпус построен при императрице Елизавете Петровне в 1747–1759 годах архитектором Растрелли. Предназначался для проведения торжественных обедов, балов и приёмов. К нему примыкал деревянный флигель, использовавшийся как жилые покои. Отсюда утром 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей Екатериной II. В память об этом событии дворец получил свое название «Екатерининский корпус». При императрице Екатерине второй интерьеры были переделаны архитектором Джакомо Кваренги в классическом стиле. В первой трети XIX века в залах появились гризайльные росписи в стиле ампир, выполненные Джованни Батиста Скотти. В Каменном корпусе располагались парадные залы, а в Деревянном флигеле – гостиные, кабинеты, спальни. После революции, в 1928 году, в Екатерининском корпусе и Деревянном флигеле была создана музейная экспозиция эпохи Екатерины II и Александра I. Поскольку многие интерьеры Деревянного флигеля утратили свою отделку ещё в начале XX века, при создании экспозиции в 1920-е годы музейные сотрудники один из интерьеров Екатерининского корпуса, который до 1917 года назывался столовой, оформили как спальню в стиле ампир. В годы Великой Отечественной войны здание Екатерининского корпуса сильно пострадало, а Деревянный флигель сгорел. Экспонаты, которые не успели эвакуировать перед войной, погибли, но значительная часть коллекции была сохранена, она и послужила основой при формировании экспозиции. В 1980-е годы были произведены масштабные работы по восстановлению дворца после военных разрушений. 18 июня 1984 года открылись несколько залов Екатерининского корпуса – Зелёная приёмная, Жёлтый зал, Синяя гостиная, Вестибюль и Угловая гостиная. 25 мая 1986 года посетители смогли увидеть Подогревальню, Кабинет Александра I и Спальню Александра I. Интерьер Спальня Александра I восстановили по фотографиям 1920-30-х годов.
А теперь мы перемещаемся в коттедж в парке Александрия, чтобы посетить выставку «Дар». Центральный экспонат выставки – живописный образ Святого Георгия Победоносца из собрания Эрмитажа. Уникальное по трактовке и иконографии произведение немецкого художника Евграфа Романовича Рейтерна и русского поэта Василия Андреевича Жуковского, близкого друга императорской семьи и воспитателя наследника, было создано к 25-летию супружеской жизни Николая I и Александры Фёдоровны. Дар предполагалось вручить в торжественной обстановке под строки стихотворения Жуковского «1-ое июля 1842», но ожидания поэта не оправдались: картина и стихи лишь формально дошли до адресата и до недавнего времени существовали самостоятельно. Спустя почти два столетия, музейные кураторы реализуют неосуществлённый первоначальный замысел Жуковского. Голосом выставки стал народный артист России, общественный и музейный деятель Николай Буров, а образ Святого Георгия Победоносца дополняют венчальная пара из коллекции Эрмитажа и тематический видеоконтент. Выставка предвосхищает знакомство с уникальной экспозицией дворца Коттедж, где по-прежнему сохраняется особая атмосфера взаимной любви и уважения – подлинного, бесценного и хрупкого дара, который сумели пронести через всю свою жизнь Николай I и Александра Фёдоровна. Именно здесь, вдали от суеты и придворного церемониала, супруги провели немало счастливых дней в окружении своих детей и близких, среди которых присутствовал и поэт Жуковский. Многочисленные письма императрицы и царских детей к своему воспитателю – свидетельства трогательной дружбы и близости, которую они бережно хранили на протяжении долгих лет. Именно Жуковский стал автором «средневекового» герба и девиза Александрии: меч, пропущенный через венок из белых роз, на лазоревом фоне геральдического щита со словами «За Веру, Царя и Отечество». Этот герб нанесен на исторические предметы обстановки, посуду и декоративные элементы интерьеров Коттеджа. Выставка работает до 19 мая.
Г. Ярославцева.
Фото предоставлены пресс-службой ГМЗ «Петергоф.