В феврале собор Архангела Михаила города Ломоносов отметил 110-летие со дня своего освящения в 1914 году. В связи с этим событием по благословению настоятеля собора протоиерея Павла в краеведческом музее города Ломоносов открылась выставка исторических фотографий и предметов церковной утвари «Собор сквозь века». Посетители могут ознакомиться с архивными материалами, посвящёнными собору Архангела Михаила, а также увидеть, как менялся облик храма спустя годы лихолетий и забвения.
Городской собор в Ломоносове. Величественный, белокаменный. Более ста лет он украшает город, возвышаясь над ним, оберегая. Его достопримечательность, его доминанта — не только архитектурная, но и духовная. Собор носит имя Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства. Это последний императорский собор, возведённый в России перед октябрьским переворотом 1917 года в предместьях Санкт-Петербурга – Ораниенбауме, ныне город Ломоносов. У храма удивительная судьба: мученическая, полная терний, скорби, но одновременно и чудес, которые творит истинная вера.
В XIX веке главным храмом для жителей Ораниенбаума и приусадебных поселений служила церковь в Троицкой слободе. А после опалы князя Меншикова, первого владельца Ораниенбаума, его дворцовую церковь святого Пантелеймона сделали доступной для населения. Но город разрастался, количество жителей увеличивалось, особенно, когда Ораниенбаум летом наполнялся дачниками, и в дворцовом храме становилось тесно. Назрела необходимость строительства новой городской церкви.
В 1865 году по инициативе протоиерея Г. М. Любимова была заложена деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней, которая была построена по проекту архитектора Георгия Прейса. Строилась церковь на пожертвования прихожан, наибольшую сумму внесли владелица Ораниенбаума великая княгиня Елена Павловна и её дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая. В 1866 году церковь была освящена во имя святого архангела Михаила, покровителя умершего владельца усадьбы князя Михаила Павловича, а в 1902 году получила статус собора.
Но население городка вновь выросло. К началу XX века в Ораниенбауме проживали уже около 7 тысяч человек. Старый храм становился тесен, да и обветшал почти за полвека. В 1905 году к храму было решено пристроить каменную трехъярусную колокольню, строительство которой по проекту архитектора Николая Фролова было закончено в 1907 году. Однако колокольня сильно диссонировала с деревянным храмом, в связи с чем было принято решение возводить новый каменный собор. Деревянная церковь была разобрана в 1912 году.
Разрешение на строительство было получено и началось в 1911 году по проекту Александра Константиновича Миняева, последнего архитектора петергофского дворцового управления. В моде был неорусский стиль, и прообразом ораниенбаумского храма послужили старинные псковские и новгородские церкви. Церковное строительство в то время велось на пожертвования, сбор которых растянулся надолго. Огромную сумму внесло местное купечество – 150 тысяч рублей. На средства купца Полисадова были полностью возведены фундамент и стены. Купец Виноградов пожертвовал средства на 9 колоколов, и на каждом по его просьбе была сделана надпись «дар купца Виноградова». По завершении строительства в храм перенесли его прежние реликвии, в том числе золотые и серебряные церковные принадлежности, подаренные прежней церкви ещё великой княгиней Еленой Павловной. Глава городской управы Туркин на собственные средства заказал роскошное паникадило. Открытие новой церкви в Ораниенбауме состоялось в 1914 году, но было приурочено к празднованию юбилея дома Романовых, проходившему годом раньше. Тогда ещё не знали, что собор Архангела Михаила в Ораниенбауме станет последним каменным храмом в Российской империи.
После событий 1917 года несмотря на послереволюционные перемены ораниенбаумский храм долго держался в своём статусе. С 1908 года и вплоть до своего ареста 28 сентября 1930 года настоятелем собора являлся протоиерей (будущий священномученик) Иоанн Разумихин, расстрелянный в апреле 1931 года. В 1932 году храм был закрыт, судьба его внутреннего убранства неизвестна. Но всё же ораниенбаумской церкви повезло не быть разрушенной. И она продолжила возвышаться над городом, вписавшись в декорации советской жизни и приспособившись к новой определённой для неё участи. Словно дворянин, ставший сторожем, церковь превратилась в склад. И, казалось, смирилась со своей судьбой.
Но когда только пришла беда, Михайловский храм снова спасает горожан. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Ораниенбаум оказался в двойном кольце вражеской блокады. Образовавшийся здесь Приморский плацдарм, легендарный Ораниенбаумский пятачок, фашисты бомбили нещадно. Благодаря защитникам Ораниенбаумского плацдарма враг не ступил на ораниенбаумскую землю, был сохранён дворцово-парковый ансамбль, уцелело и самое высокое здание города – собор Архангела Михаила. Высота собора составляет 36,5 метра, длина около 37 метров. Во время вражеских налётов он служил бомбоубежищем для жителей города. На крыше собора находился пункт противовоздушной обороны, с его колокольни велась корректировка артиллерии Кронштадта.
Для последней церкви в имперской России перемены наступили, пожалуй, раньше, чем для других российских храмов. В 1988 году община верующих, в которую входили жители Ломоносова, Кронштадта и Петергофа, добились того, что собор вновь был передан русской православной церкви. Председателем церковного совета был петергофский художник Сергей Спицын. В октябре этого же года в соборе был отслужен первый молебен по случаю начала восстановительных работ. После окончания реставрационных работ повторное освящение состоялось 2 февраля 1992 года. В 1994 году были дополнительно освящены боковые приделы собора. В храме два боковых придела: святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
Неспешно шла реставрация, опять на средства прихожан, благотворителей. Но сегодня уже можно любоваться и росписями стен, и красивым иконостасом. К сожалению, большая часть первоначального убранства храма не сохранилась, однако участники реставрационного проекта постарались воссоздать былую красоту в соответствии с исторической достоверностью. В частности, роспись алтарной части, притвора и подкупольного пространства, завершенная реставраторами в 2014 году к 100-летию собора, представляет собой традиционное колористическое решение со звучным, глубоким цветом. Монументальная роспись подчеркивает архитектонику здания и соответствует его внутреннему ритму, создавая впечатление целостного и наполненного пространства.
Храм Архангела Михаила оштукатурили и побелили, обнесли оградой. Над тёмными куполами засияли золочёные кресты. Звон колоколов мелодично разливается по округе и слышен во всём городе. Современный собор радует глаз и слух, как раньше.
Выставка «Собор сквозь века» продолжает свою работу в краеведческом музее города Ломоносов, который находится на улице Еленинская, 25/15. Поспешите посетить её и увидеть всё своими глазами.
И.Сибирякова.
Фото из открытых источников.
«Балтийский луч», №10 от 8 марта 2024 года