В феврале Инна Михайловна Лаврова из города Ломоносов отметила свой юбилей. Она не скрывает своего возраста – ей исполнилось 90. Из них 59 лет посвящены школе. Это по трудовой книжке. А по большому счёту, педагогический стаж учителя не заканчивается с выходом на пенсию. К Инне Михайловне до сих пор с радостью приходят в гости её выпускники разных лет – поздравляют с днём учителя, а то и просто попить чайку, поговорить о том, о сём. Для них их дорогая Инна Михайловна и спустя годы остаётся добрым другом и наставником.
Героиня нашего повествования родилась 4 февраля 1934 года в селе Астрилово Старорусского района Ленинградской, ныне Новгородской области. В многодетной семье, где папа Михаил Александрович Кузнецов был учителем, директором школы, а мама Лидия Ивановна – домохозяйкой. Во время Великой Отечественной войны семья Кузнецовых жила в селе Дубровка на реке Мста, неподалёку от железнодорожной станции Бологое. Враг не дошёл до этих мест, Октябрьскую железную дорогу усиленно охраняли, но войну семилетняя девочка прочувствовала в полной мере: бомбёжки, голод, холод, карточки, коптилки вместо лампочки. В 1942-м Инна пошла в первый класс, всю войну была школьницей. После окончания семилетки пошла по стопам отца, выбрав педагогическую стезю. А когда получила диплом педагогического училища, то оказалась в числе нескольких выпускников, которым предложили сразу без отработки поступать в новгородский педагогический институт. Это был первый послевоенный набор.
После окончания филологического факультета пединститута в 1957 году молодая учительница приехала в город Ломоносов, где жил её брат, и так здесь и осталась. Инне Михайловне свойственно постоянство: около семидесяти лет в одном городе, около пятидесяти лет в одной школе. Начинала она в школе №5, где директором был Сергей Васильевич Павлович, сначала пионервожатой, затем молодому специалисту доверили должность заместителя директора по воспитательной работе. Раньше Ломоносов был городом Ленинградской области и центром Ломоносовского района. Школ в городке было пять, они так и значились: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я. Потом построили школу № 6 на Александровской улице, сейчас там находится центр детского творчества. А когда город Ломоносов присоединили к Петродворцовому району Санкт-Петербурга, нумерация школ изменилась. Появились школы №№ 429, 430, 426, 436, 602 и 417.
Инна Михайловна пришла работать в 429-ю школу учителем русского языка и литературы. Она вспоминает, как проходил учебный процесс, когда школу закрыли на время строительных работ – пристраивали актовый и спортивыне залы. Часть учащихся занималась в 602-й школе, другая часть – в здании ПТУ №20, также проходили занятия в 436-й школе. Ученики были на одном месте, а учителям-предметникам приходилось успевать за учебный день в три образовательные точки. Такой ритм продолжался два года.
В течение десяти лет Инна Михайловна Лаврова была директором школы № 429. Два года ей даже пришлось возглавлять два педагогических коллектива: когда начался ремонт в 417-й школе в посёлке Мартышкино, она в полном составе влилась в 429-ю школу, занятия проходили в две смены – с утра и до восьми вечера.
Учитель словесности Инна Михайловна Лаврова всегда находила возможности для того, чтобы расширить рамки учебной программы. Проходят в старших классах произведения классиков, летом – в поход по литературным местам. Инна Михайловна даже окончила соответствующие курсы в областной детско-туристской станции – было раньше такое учреждение в Ленинграде. Подробные карты походов высылали из Москвы. Вот один только маршрут по литературным местам с учащимися 8-9 классов. Он проходил следующим образом: группа из 18-20 ребят во главе с Инной Михайловной и ещё одной учительницей доезжала поездом до Подольска, а оттуда уже пешком шла 190 километров. Останавливались в Мелихово, одном из главных чеховских музеев в России, который находится в окрестностях города Чехова Московской области. Далее – Давыдова Пустынь, город Серпухов, Поленово с посещением музея художника Василия Поленова, Таруса. Тарусу любили поэтесса Марина Цветаева, писатель Константин Паустовский. Во время экскурсии ребята видели Паустовского, он вышел к ним поздороваться. Ходили в поход в Ясную Поляну – музей-усадьбу писателя Льва Толстого. Сначала доезжали до города Тула, а потом – пешком. Был такой маршрут – по реке Москва: с Белорусского вокзала доезжали до Дубровино, где Москва-река ещё ручеёк, и дальше – Бородино, Петрищево, старая смоленская дорога. Жили в палатках, сами готовили себе еду. Часть средств на походы выделяли из районного отдела образования. Ребята тоже старались заработать денег: в течение учебного года в свободное от уроков время пилили и кололи дрова для детской поликлиники, раньше там было печное отопление.
Инна Михайловна помнит каждый поход и иной раз удивляется: как это было возможно? Всего два руководителя на группу школьников, причём женщины – не всегда мог сопровождать в походе муж Инны Михайловны, а только тогда, когда у него совпадал отпуск с этим мероприятием. И хотя маршрут считался проверенным детско-туристской станцией, в 1960-х годах было опасно разводить костры, в земле могли быть неразорвавшиеся во время Великой Отечественной войны снаряды. И они всегда искали место, где уже было костровище. А купание в реке? Лето, жара, ребятам хочется окунуться в воду, а учителя разрешают зайти только по колено. Но дети слушались, понимали, какую ответственность несут за них руководители. Инна Михайловна бесконечно благодарна своей маме, которая во время походов, особенно, когда они уезжали вместе с мужем, заботилась об их детях, своих внуках.
О том, какой вклад Инна Михайловна Лаврова внесла в развитие образования в городе Ломоносов, в Петродворцовом районе, говорят её награды: она является почётным работником народного просвещения, ветераном труда. Награждена грамотой министерства просвещения за работу с венгерскими студентами. В течение 10 лет Инна Михайловна обучала иностранных учащихся русскому языку в международном лагере, который проходил летом в городе Луга Ленинградской области. Очень много грамот от академии постдипломного образования – за качественную методическую работу, подготовку открытых мероприятий с участием учеников 429-й школы.
Но главное достояние Инны Михайловны Лавровой – это её семья: дети, внуки, правнуки. И её ученики, которые не забывают своего учителя. Для них она образец наставника и друга.
И.Степанова.
Фото из архива И.М.Лавровой.
«Балтийский луч», №7 от 16 февраля 2024 года