В XVIII столетии среди владельцев земель на Петергофской дороге, проложенной велением Петра I по южному берегу Финского залива от Петербурга до Красной Горки в нынешнем Ломоносовском районе, было немало представителей старинной династии Голицыных. Девиз с родового герба князей Голицыных: ‘VIR EST VIS’ означает: «САМ ЧЕЛОВЕК – СИЛА». Род князей Голицыных известен всему миру. Голицыны были участниками исторических событий, которые разворачивались на полях сражений и в кулуарах дворцов. Этот род дал России военачальников и дипломатов, деятелей науки и культуры.
Многие из Голицыных пользовались благосклонностью Екатерины II. Старший брат Михаила Голицына 3-го (1731-1807), вице-канцлер Александр Михайлович (1723-1773) имел высокий придворный чин. Их младший брат, генерал-поручик Петр Михайлович (1738-1775), усмирял бунтовщиков Емельяна Пугачева – там и «голову сложил». При дворе Екатерины II сохраняли высокое положение кузены тех Голицыных – сыновья генерала-фельдмаршала Михаила Михайловича Голицына 1-го (1675-1730).
Два участка на 18-й версте Петергофской дороги принадлежали братьям: Александру Михайловичу (1718-1783) и Дмитрию Михайловичу (1721-1793). Александр был из когорты Голицыных-воителей: он, как и отец, стал генерал- фельдмаршалом. А Дмитрий Михайлович прославился как талантливый дипломат, но более известен как учредитель Голицынской больницы в Москве. Оба не имели потомства, и наследовал им их племянник – Михаил Андреевич Голицын (1765-1812).
Большим участком на 6-й версте Петергофской дороги владел Сергей Фёдорович Голицын, женатый на Варваре Васильевне Энгельгардт – одной из дочерей сестры Григория Григорьевича Потёмкина, князя Таврического. Предположительно, эти земли и новый усадебный дом (похожий на Таврический дворец) были подарком могущественного дядюшки к бракосочетанию племянницы, состоявшемуся в 1779 году. Половиной этого имения впоследствии владела сестра Варвары Васильевны – княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, а потом те земли распродали по частям. Среди новых хозяев был архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865), работавший в Петербурге и Петергофе.
Александр Потёмкин, сын Татьяны Васильевны Юсуповой от первого брака с дальним родственником (Михаилом Потёмкиным), в 1824 году купил имение Гостилицы, которым почти 80 лет прежде владели графы Разумовские. Жена Александра Михайловича Потёмкин, известная благотворительница Татьяна Борисов- на (1801-1869), происходила из рода Голицыных: отец её, Борис Андреевич, был внуком генерал-фельдмаршала Михаила Михайловича. Старший брат Татьяны Борисовны, Николай Борисович Голицын (1794-1866), часто бывал в Гостилицах. Николай Борисович Голицын – личность незаурядная: участник Отечественной войны 1812 года, писатель, переводчик, богослов, музыкант-любитель, виолончелист, музыкальный общественный деятель. Николай Борисович удостоился дружбы великого Людвига ван Бетховена, который посвятил ему увертюру «Освящение дома» и написал три знаменитых «голицынских квартета». Сын Николая Борисовича (племянник Татьяны Борисовны Потёмкиной) Юрий Николаевич Голицын (1823-1872) – музыкант и композитор. О нём (и других представителях славного рода Голицыных) рассказал писатель Юрий Маркович Нагибин в повести «Князь Юрка Голицын». Юрий Николаевич Голицын организовал капеллу из крепостных, и с этим хором он выступал не только в России, но и в Европе. Истоки той музыкальной истории – наше село Гостилицы: «князь Юрка» выехал туда со своим хором летом 1857 года, и тот хор пел всенощные и обедни в Гостилицкой Свято-Троицкой церкви.
Супруги Потёмкины постоянно жили в Гостилицком имении. В 1840-1850-е годы Гостилицкий усадебный комплекс перестроен архитектором А.И. Штакеншнейдером. После смерти бездетных Потёмкиных их Гостилицкое имение унаследовали близкие родственники Татьяны Борисовны. Они вывезли всё мало-мальски ценное, а потом имение было продано, и лишь 20 лет спустя (при новом владельце усадьбы Карле Сименсе) к Гостилицам вернулось былое великолепие. В «растаскивании» Гостилицких богатств особо отличился племянник Татьяны Борисовны – Борис Андреевич Голицын (1828-1870). Со слов знатока русской старины Михаила Пыляева, тот Борис Андреевич «…все старинные вещи, как и превосходную библиотеку, распродал за бесценок, первые купили продавцы с Апраксина, вторая попала на бумажную фабрику».
В XVIII веке у Голицыных имелись земельные владения в Копорском уезде Санкт- Петербургской губернии (это территории нынешних Ломоносовского и Волосовского районов Ленинградской области). В 1713 году Ивану Алексеевичу Голицыну (1651-1722) помимо «дачи» на Петергофской дороге Пётр I пожаловал мызу Глухову на Нарвском тракте. В 1760-е годы наследники Голицыных продали её Ивану Степановичу Рамбургу.
НА НАРВСКОМ ТРАКТЕ
Пётр I пожаловал две мызы (Брызгову и Негодицы) в Копорском уезде генерал-фельдмаршалу Михаилу Михайловичу Голицыну (1675- 1730). Там, на Нарвском тракте Михаил Михайлович основал село Бегуницы. Михаил Михайлович был женат вторым браком на княжне Татьяне Борисовне Куракиной (1695-1757) – это дочь видного государственного деятеля Петровской эпохи, дипломата Бориса Ивановича Куракина (1671-1727). Борис Куракин приходился «свояком» Петру I: они были женаты на родных сёстрах Лопухиных. Татьяна Борисовна Голицына получила владения умершего мужа в1730годуивпамятьонём возвела в Бегуницах деревянную церковь во имя святого покровителя воинов Архистратига Михаила. В 1757 году те мызы унаследовал сын Михаила Михайловича и Татьяны Борисовны, Александр Михайлович Голицын (1718- 1783), и продал их через несколько лет. А в 1789 году мызу Брызгову и село Бегуницы купила вдова упомянутого выше генерала Ивана Степановича Рамбурга, умершего в 1788 году.
Голицыны породнились со всей русской аристократией, будь то старые княжеские династии или семейства, недавно пожалованные дворянством. Дочерей своих Голицыны отдавали замуж за родовитых представителей русской знати. А сыновья женились на высокородных девицах, но охотно брали в жены и нетитулованных дворянок. Голицыны, женившиеся на наследницах угасающих дворянских родов, получали по высочайшему соизволению двойные фамилии: так появились Головкины-Голицыны, Остерман-Голицыны, Голицыны-Прозоровские.
Многие представители рода Голицыных не имели детей. Бездетность – сущий бич древних родов, причём это заметно уже после двух веков существования рода. Впрочем, род Голицыных не скудел: бездетность искупалась в новых браках и за счёт плодовитости других родичей. Голицыны вступали в повторные браки, вольно или невольно становились многожёнцами. Многие семьи этой династии отличала любопытная черта: склонность давать своим чадам одинаковые имена: например, был в семье отрок с именем Михаил, а вдогонку, словно «про запас», подрастал младенец с тем же именем. И дочки росли – Мария-старшая и Марья-младшая, да две Аннушки и две Прасковьюшки. Другие родовые имена: Борис, Дмитрий, Николай, Александр, Фёдор.
По нашему семейному преданию, в 1810-е годы (не то в 1816
году, не то в 1819-м) наша московская родственница Татьяна Степановна Казакова стала супругой князя Александра Борисовича Голицына (он родился в 1793 году), потом были и другие взаимодействия. В этом факте, не подтверждённом известными нам документами, кроются истоки моего интереса к Голицыным.
«Наш» Александр Борисович не совершил ничего выдающегося, но его пращуром по прямой линии был дядька-наставник Петра Великого – боярин Борис Алексеевич Голицын (1653-1714). Старший его сын, Алексей Борисович (1671-1713) – стольник недолго царствовавшего Фёдора Алексеевича, а потом спальник его брата Петра Алексеевича (Петра Великого) и участник его военных забав, погиб в Северную войну в чине полковника. Старший сын Алексея Борисовича – Сергей Алексеевич (1694- 1758), известен как Московский губернатор. У Сергея Алексеевича был сын Алексей, а у Алексея Сергеевича – сын Борис Алексеевич (1758-1811), секунд-майор лейб-гвардии Конного полка. Его сын («наш») Александр Борисович, примечателен разве что тем, что он – из природных князей Голицыных.
О. Бардышева, 2023 год
Продолжение следует