19 января 2024 года в Нижнем парке состоялась церемония возложения цветов, приуроченная к 80-летию полного освобождения Петергофа от фашистской оккупации возле мемориала «Уроки истории».
«Сегодня для Петергофа важная дата: в этот день 80 лет назад он был полностью освобожден от фашистских захватчиков. Тема войны и послевоенного восстановления дворцов и парков для музея-заповедника особая и значимая. Подвиг реставраторов и музейных хранителей сложно переоценить. За десятилетия ансамбль был восстановлен, и сегодня посетители со всего мира могут увидеть его красоту», — генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.
О том как готовилась и проходила операция «Январский гром», положившая начало полному снятию Блокады Ленинграда 27 января 1944 года, рассказывает Павел Петров, заведующий отделом музейных исследований службы сохранения и изучения памятников культурного наследия: https://vk.com/video-129688001_456239695
9 января 1944 года войска 2-й Ударной армии Ленинградского фронта прорвали блокаду Нового Петергофа и освободили город. В течение следующих дней в результате наступательной операции «Январский гром» от фашистской оккупации были освобождены все пригородные дворцы-музеи Ленинграда: Петродворец, Пушкин, Павловск, и Гатчина. Петергофские дворцы, музеи и парки, освобождённые первыми из пригородных дворцов-музеев, представляли собой сплошные руины. Более двух лет во время фашистской оккупации Новый Петергоф находился на линии фронта, под постоянными артиллерийскими обстрелами и воздушными бомбардировками.
Красноречивые свидетельства о состоянии освобожденного Петергофа оставили старший научный сотрудник и хранитель музея М.А. Тихомирова и писатель, фронтовой корреспондент П.Н. Лукницкий. По словам Тихомировой, посетившей город 31 января 1944 года, «в Петергофе – ужасающие руины. Большой дворец производит впечатление древних развалин. Средняя часть дворца совершенно разрушена, боковые части здания есть, но внутри нет ни потолков, ни перекрытий. Куполов церкви и Корпуса под гербом нет. Парки повреждены. Нептун и Самсон украдены. В Александрии цел Коттедж, но сорвана вся отделка стен и украдена обстановка».
Такие же тяжелые впечатления от увиденных в Петергофе разрушений остались и у известного писателя Лукницкого: «Обходим Большой дворец слева. К фасаду тянется узкая тропинка, красный шнур: мины. Огромная яма от бомбы. Следов пожара на остатках стен нет. Ни крыш, ни комнат, ни перекрытий, ни стропил – ничего нет. Засыпанные снегом груды камня и кирпича… Самсоновский канал внизу немцы превратили в противотанковый ров. Нижний парк похож на запущенный лес, часть его срублена».
Восстановление дворцово-паркового ансамбля и системы фонтанов началось уже в 1944 году, а летом 1945 года для посетителей открылся Нижний парк. В 1946 году на Нюрнберском процессе академик Иосиф Абгарович Орбели, директор Государственного Эрмитажа, дал свидетельские показания о разрушениях в Петергофе: «Повреждения, которые я видел и перечислить которые очень трудно, потому что их очень много, — все эти повреждения носят следы предумышленности. В Петергофе, помимо тех разрушений, которые причинены в Большом дворце пожаром, уничтожившим совершенно этот памятник, я видел содранные с крыши петергофского дворца золоченые листы. В Монплезире, в старинном здании Петергофа, построенном Петром, все повреждения носили характер производившихся длительно и постепенно, не в результате какой-нибудь катастрофы. Покрытые ценной резьбой под дуб стены были ободраны. Старинные, времен Петра, голландские кафельные печи бесследно исчезли, и вместо них были поставлены временные, грубой кладки печи».
Благодаря самоотверженному труду реставраторов и жителей Петродворца уже 25 августа 1946 года состоялось открытие возрожденных фонтанов Большого каскада. Следующим летом в Петергоф вернулся воссозданный «Самсон, разрывающий пасть льва».
____________________________________________________________________________
Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»