Фото: pxhere.com
С 1 февраля вступают в силу поправки в Федеральный закон, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должником. В чем суть новаций, рассказал агентству «Прайм» адвокат, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Кирилл Данилов.
Коллекторская деятельность регулируется законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Теперь при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или его представитель вправе взаимодействовать с должником через:
⎯ личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
⎯ автоматизированного интеллектуального агента — это нововведение. Адвокат отмечает, что все такие звонки будут записываться, а должник имеет право на переключение общения с живым человеком;
⎯ телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и другие сообщения по сети связи общего пользования или с использованием сайтов, а также через Госуслуги. Это тоже нововведение. Правда, на Госуслугах должник должен дать свое согласие на такое взаимодействие;
⎯ письменную корреспонденцию по месту жительства или месту пребывания должника, которая доставляется почтальонами, курьером или курьерскими службами доставки.
По соглашению сторон возможны и другие способы взаимодействия. При этом должник вправе в любой момент отказаться от согласованного способа взаимодействия, сообщив об этом через нотариуса, по почте заказным письмом, по адресу электронной почты кредитора или представителя кредитора.
Также для борьбы с многочисленными звонками со стороны коллекторов уточняются их периодичность и длительность.
Так, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника;
через личные встречи более одного раза в течение недели;
посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели и более восьми раз в течение календарного месяца.
Нововведения направлены и на противодействие анонимным звонкам со стороны коллекторов.
При первой личной встрече с коллектором Данилов советует попросить его предъявить документ, удостоверяющий личность, а также доверенность, подтверждающую его полномочия.
«Зафиксируйте информацию из этих документов, после чего свяжитесь с кредитором и уточните информацию о привлечении коллектора», — говорит он.
Юрист напоминает, что должник вправе встречаться и вести переговоры с коллекторами только через адвоката, а также вовсе отказаться от такого взаимодействия, но не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки по денежному обязательству.
«Если коллекторы нарушают закон, например, ведут себя агрессивно, угрожают вам, не соблюдают ограничения по количеству контактов, унижают вас, то зафиксируйте это посредством аудиозаписи, фотофиксации текстовых сообщений или запросив детализацию телефонных переговоров у оператора связи. Помните, что психологическое давление на должника тоже запрещено», — предупреждает адвокат.
После фиксации факта нарушения обратитесь в управление Федеральной службы судебных приставов, а также в полицию или в органы прокуратуры. По словам юриста, нарушение регламента приравнивается к незаконной коллекторской деятельности.