Помните известный хит конца семидесятых: «Когда этих клавиш коснётся рука, тогда улетает из сердца тоска. Со мной он разделит и грусть, и печаль – мой старый усталый рояль». Под каждым из этих слов подписывается мастер-наладчик клавишных инструментов, музыкант и пианист из Санкт-Петербурга Александр Ступинов – гость голубой гостиной краеведческого музея города Ломоносов.
Благодаря Александру впервые в музейных стенах зазвучал уникальный старинный рояль фирмы «Эрар», изготовленный французом немецкого происхождения Себастьяном Эраром в 1868 году. Дату рождения инструмента удалось установить по каталогу благодаря найденному на рояле номеру 33.1.33. Инструмент оказался редким экземпляром, которых всего четыре в России, и один из них – в краеведческом музее в Ломоносове. Прекрасный инструмент совершенно в расстроенном состоянии сотрудники музея приобрели по случаю. За символическую плату он переехал сюда из дома одной ломоносовской семьи, где ему катастрофически не хватало места. Шутка ли: инструмент весит почти полтонны, внутри 230 струн, каждая из которых имеет силу натяжения в 30 тонн. Ломоносовская семья стала наследницей рояля, который дедушка, воевавший во время Великой Отечественной войны на Ораниенбаумском плацдарме, обнаружил в немецком блиндаже. У звука рояля самый комфортный диапазон, которого нет у его современных собратьев. Звук у старинного рояля, действительно, живой, потому что, как рассказал мастер из Петербурга, это инструмент с так называемой французской механикой «двойной репетиции», или с «двойной беглостью». От такого чистого и живого звука – и огромная энергия, волнами исходящая от старого рояля, которую всегда чувствуют пианист и его слушатели. На этой неделе благодарными слушателями стали жители Ломоносова и Ломоносовского района. Приглашённый из Санкт-Петербурга мастер-настройщик, музыкант и пианист Александр Ступинов вдохнул новую жизнь в этот расстроенный инструмент конца 18-начала 19 веков, чего не смог сделать до него ни один мастер. И дал небольшой концерт в ломоносовском городском музее. Он исполнил на старинном рояле классические и современные музыкальные произведения, в перерывах рассказывая о великом Эраре и клавишных инструментах разных эпох, о тонкости звучания рояля и его тайнах. На рояле, оказывается, можно исполнять музыку всех стилей, причём, с разной экспрессией: фокстроты, джаз, блюз и другие. «Когда у меня непростой период в жизни, я сажусь к роялю. Знаю, он поможет справиться с проблемами, – рассказывает Александр. – Если заболел, скажем, простуду подхватил: голова болит, насморк, температура – всё отступает, стоит только сесть за рояль и коснуться его клавиш. Час игры, и ты в нормальном психологическом состоянии, после стресса, например, и к тому же зрение улучшается: помогает зарядка для глаз, бегло читающих ноты. Вот такой чудо-инструмент».
В 1777 году Себастьян Эрар изготовил первое во Франции фортепьяно. С братом он основал предприятие «Эрар» по производству клавишных инструментов, вскоре ставшее одним из лучших в Европе. Его механика «двойной репетиции» даёт исполнителю возможность играть виртуозные пассажи, требующие подвижного механизма, чувствительного к малейшему прикосновению. Считается, что на это гениальное изобретение Эрара вдохновила игра величайшего пианиста 19-го века Ференца Листа.
М.Борисова.
Фото автора: Музыкант Александр Ступинов за роялем фирмы «Эрар» в краеведческом музее в городе Ломоносов.
“Балтийский луч”, №49 от 8 декабря 2023 года