Home Наш край 1723, 7 (18) октября – Официальная церемония закладки крепости, получившей наименование Кронштадт

1723, 7 (18) октября – Официальная церемония закладки крепости, получившей наименование Кронштадт

0 comment

Прохождение судов и кораблей из Финского залива к устью Невы было возможно лишь к югу от острова Котлин. В северной части залив был слишком мелок для прохода больших судов, в чём Пётр убедился, лично проверив доложенные ему результаты замера глубин.

Дорогу непрошенным гостям должны перекрывать орудия системы фортов и батарей. Первый форт был построен на насыпанном островке уже за одну зиму 1703-04 годов, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин – на краю фарватера со стороны материка. Весной шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, новую крепость, отныне закрывшую им подход к Невской губе.

7 (18) мая 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (нидерл. Kronslot — коронный замо́к). Этот день считается датой основания города Кронштадта. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

В 1706 году крепость дополнена Александр-шанцем в западной оконечности острова.

К большим строительным работам, планы которых вынашивались давно, приступили в ноябре 1709 года. В это время, как явствует из «Журнала или поденной записки Петра Великого», «указано строить пристани на Санкт-Петербургском берегу, также и на Котлинском острову: гавань, пристани и магазейны».

Фактически на Котлине работы по строительству военной гавани начались лишь в июне 1712 года. Ими руководили вице-адмирала К.И. Крюйс и капитана Э. Лейн. Строили быстро. Уже осенью этого года корабельный флот впервые остался на зимнее базирование в новой военной гавани. Должность флагмана исполнял капитан-командор В. Шельтинг, главным помощником являлся руководитель строительства капитан Э. Лейн .

Следующую зиму часть корабельного флота также осталась зимовать в гавани острова Котлин, где обязанности флагмана возложили на капитан-командора П.И. Сиверса (в Санкт-Петербурге стояли галеры и бригантины, основная часть галерного флота на зимнее базирование стала в Ништадте (Финляндия)).

В феврале 1717 года на острове Котлин началось строительство новой гавани по проекту Петра I. Первый венец 12 февраля положил Александр Меншиков, после чего начали бить первые сваи.

Прохождение судов и кораблей из Финского залива к устью Невы было возможно лишь к югу от острова Котлин.-2

22 ноября того же года руководителем работ по строительству был назначен сенатор Михаил Михайлович Самарин, которому предписывалось: «…радеть и делать и понуждать, чтоб конечно было сделано, несмотря ни на кого; делать прямо под потерянием живота». Работа на Котлине, возложенная на М.М. Самарина, постепенно расширялась: первоначально ему был поручен надзор за постройкой гаваней, с мая 1719 года он заведовал работами по устройству канала и доков, а с октября 1720 года ему было поручено окончить постройку большей части каменных домов, начатую губерниями еще в 1715 году. Всеми этими работами заведовала Канцелярия гаванного, канального и губернских домов[1]строения.

Уже в марте 1718 года вице-адмирала К.И. Крюйс доносил о гавани на острове Котлин в Сенат: «… Новое гаванское строение строено хотя еще не совсем, однако предбудущую осень сорока военным кораблям в той гавани стоять можно…» И в середине сентября основные силы корабельного и галерного флота пришли на зимнее базирование в гавань острова Котлин.

Строительство велось несколько лет. В марте 1719 года было завершено строительство Купеческой гавани, и уже в этом году в «котлинский» порт из Европы пришло около ста торговых судов. По мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 году завершена чистая отделка последней гавани – Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.

7 (18) октября 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город» (город-крепость или укрепленный город).

Прохождение судов и кораблей из Финского залива к устью Невы было возможно лишь к югу от острова Котлин.-3

С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. В 1722 году сооружён форт-остров «Цитадель». В 1723-47 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши.

[1] Дома получили название «губернских», так как строились, по приказу Петра I, силами и средствами губерний России, а возведение поручалось губернаторам. Приказ об их строительстве был издан 10 марта 1714 года.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика