Фото: Горбунковское поселение Ломоносовского района.
Муниципальные округа вместо муниципальных районов с сокращением депутатского корпуса первого уровня и повышением управляемости и ответственности местных властей уже созданы в семи субъектах СЗФО. Ленинградская область готова присоединиться к реформе в интересах жителей. Муниципальные образования первого уровня предлагается объединить в округа в границах районов – с единой администрацией и одним советом депутатов.
Муниципальный округ — это тот же муниципальный район, в тех же границах, но без деления на городские и сельские поселения. Такая форма позволяет объединить бюджетные, административные, кадровые ресурсы и создать более эффективную систему управления», – комментирует председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лира Бурак. – В семи субъектах северо-запада такое объединение – уже состоявшийся факт. Теперь реформой заинтересовались и муниципалитеты Ленобласти».
В чём преимущества округов?
«Главная выгода – финансовая: формируется общий бюджет на весь округ, ликвидируются диспропорции, когда отдельные поселения не в состоянии профинансировать свои нужды. Сократятся затраты на проведение выборов и содержание органов местного самоуправления, – поясняет Лира Бурак. – На примере недавних проблемных ситуаций в Шлиссельбурге и в Горбунках, мы видим, что реформа такого рода назрела.
Например, в Горбунковском сельском поселении в этом году было сорвано выполнение программы «Комфортная городская среда», и это при том, что поселение победило в федеральном конкурсе. Администрация отказалась от реализации проекта обустройства общественной территории в деревне Разбегаево, пояснив, что у неё нет средств на софинансирование.
В Шлиссельбурге судебные тяжбы в связи с банкротством муниципального предприятия привели к тому, что под угрозой срыва оказался отопительный сезон.
К значимой дате, 700-летию Шлиссельбурга, планировалось реконструировать крупнейший социально значимый объект – стадион «Водник». В срок не уложились: администрация города затянула работу с исполнителями по устранению недостатков и согласованию изменений проекта. До аварийного состояния доведено здание бассейна. Восстановить его уже невозможно.
Подобных примеров множество. В их основе – и финансовая несостоятельность многих поселений, и кадровый «голод» на первом уровне, когда на должность главы администрации подбирают того, кто просто дал согласие».
Три вопроса о муниципальной реформе
– Не придётся ли за каждой справкой ездить в районный центр?
– Нет, не придётся, – поясняет Лира Бурак. – Вместо администраций будут созданы территориальные подразделения со значительным перечнем полномочий, включая работу с гражданами по текущим проблемным вопросам, взаимодействие с предприятиями и организациями, решение вопросов благоустройства территории, осуществление нотариальных действий. То есть связь с населением ни при каких обстоятельствах не будет утрачена.
– Означает ли появление округов, что не останется больше сёл, деревень, посёлков, исчезнут льготы для сельской местности?
– Ни в коем случае не означает, – говорит председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. – Изменения касаются только системы управления, статус населённых пунктов не изменится, все льготы, компенсации и другие меры социальной поддержки сохранятся. Точно так же, как сохранятся без изменений адрес, прописка, СНИЛС, ИНН, свидетельства о собственности.
– Не окажутся ли жители оторванными от принятия решений по вопросам местного значения?
-Учитывая, что представительный орган останется только на уровне муниципального округа, мы рассчитываем на усиление роли территориальных общественных советов, сельских старост, инициативных комиссий, – отмечает Лира Бурак. – Для этого в области успешно работает программа поддержки местных инициатив, выделяются значительные деньги (460 миллионов рублей ежегодно) на благоустройство общественных пространств, освещение улиц, обустройство спортивных и детских площадок и другие социально значимые проекты. С получением статуса округа можно активнее участвовать в национальных проектах и программах. В округе появится возможность усилить профессионалами команды управленцев в конкретных сферах, например, в подготовке проектно-сметной документации для строительства социальных объектов. Это снизит процент отказов при участии в конкурсах или федеральных программах. Если возникает ЧС, когда требуется принимать очень быстрые решения, система управления муниципальным округом более жизнеспособна, поскольку есть прямое подчинение должностных лиц на местах главе округа. В целом, муниципальные округа – более совершенная и современная система местного само-управления. Она лучше учитывает интересы жителей и позволяет исключить ситуации, когда у власти на уровне муниципалитета оказываются случайные люди, не обладающие для такой работы ни опытом, ни компетенцией.
Для создания муниципального округа, то есть преобразования муниципальных образований путём их объединения, в первую очередь, необходима инициатива районного совета депутатов. Затем местными советами депутатов поселений принимается решение о проведении публичных слушаний и по их завершении депутатским корпусом поселения принимается решение о согласии или отказе на преобразование. В случае положительного решения местных советов депутатов инициатива районного совета депутатов о намерении создать муниципальный округ направляется в адрес губернатора. Следующим этапом готовится областной закон о преобразовании муниципальных образований, который рассматривается и принимается законодательным собранием региона. Вступившим в силу закон считается после подписания и обнародования его губернатором.
Выступая на гражданском форуме «Команда 47», губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко отметил, что сейчас «мяч на стороне органов местного самоуправления». Они должны принять соответствующие решения.
«Задача реформы в том, чтобы мы выстроили прямые отношения с районом, с главой округа, с депутатами округа и жителями. По встречам с ленинградцами, по их обращениям в соцсетях я вижу, что на первом уровне нередко людей не слышат, настоящего диалога с жителями нет. В результате даже элементарные вопросы, вроде замены лампочки в подъезде, приходится решать на более высоком уровне. Муниципальная власть должна быть более эффективной и быть ближе к людям», – отметил Александр Дрозденко
Г.Никольская.
Фото из открытых источников.