Фото: Остановка на улице Победы в Ломоносове после демонтажа павильона.
Вот ведь как бывает, когда ради чего-то нового и, как кажется, благого дела старое разрушается с такой безжалостностью до основания, что даже не знаешь, как к этому относиться. Неприятный осадок в душе остаётся надолго.
На днях я проезжала на общественном транспорте по улице Победы в Ломоносове. На остановке «Швейцарская улица» со стороны 426-й гимназии шли работы по демонтажу автобусного павильона. Место было огорожено, тут же стоял грузовик с большим кузовом, предназначенный, по-видимому, для складирования оставшихся от павильона фрагментов. Зачем надо было абсолютно целый козырёк доводить до состояния скелета железной конструкции, непонятно. Либо такое задание дали рабочему, либо он проявил собственную инициативу – но на глазах прохожих, а там были и дети, он кувалдой начал крушить стеклянное покрытие козырька. Оно не поддавалось с первого раза, поэтому удары наносились всё с большей силой, граничащей с яростью, а, возможно – с желанием поскорее покончить со всем этим. Картина была, прямо скажем, неприятная и непонятная. Учитывая, сколько раз в газете «Балтийский луч» и в социальных сетях люди призывали к порядку и совести тех жителей Ломоносова, кто исподтишка портит городское имущество – разбивает стёкла на остановках, ломает скамейки. А здесь, получается, разрешённый вандализм средь бела дня, на глазах у многочисленных прохожих. Понятно, что хотели как лучше, как побыстрее. Да не подумали, какой эффект произведут такие действия. Неужели нельзя было как-то гуманнее обойтись со старым оборудованием?
По какому принципу заменяют павильоны ожидания общественного транспорта в Ломоносове – все остановки подлежат замене или нет – так и не удалось пока выяснить. В отделе городского хозяйства администрации муниципального образования город Ломоносов ответили, что они не в курсе, это находится в компетенции комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. В городском комитете меня любезно свели с пресс-службой, и пресс-секретарь пообещала направить мои вопросы с адресами остановок соответствующим специалистам и прислать ответ.
В принципе адресная программа правительства Петербурга по обустройству новых павильонов ожидания общественного транспорта есть в общем доступе. Просто в указанных там адресах Петро-дворцового района совсем не значится город Ломоносов. Отсюда и возникли вопросы. А так, по отчёту комитета по благо-устройству Санкт-Петербурга, 317 павильонов ожидания пассажирского транспорта были установлены в рамках адресной программы в 2022 году. В планах на 2023 год – уже 868 штук. В рамках благоустройства проводится не только установка павильонов, но и поддержание чистоты, удаление незаконных рекламных объявлений, ремонт и замена сломанных или утраченных деталей. Сейчас дорожные предприятия обслуживают порядка 3,7 тысячи остановочных павильонов. Отметим, что, начиная с 2017 года – после обращений граждан с требованием повысить защиту пассажиров в сложных погодных условиях – перфорированные железные панели для устройства стенок не применяются. В новых павильонах стенки делаются только из стекла, а старые металлические постепенно заменяются на стеклянные. Современная конструкция павильонов разработана комитетом по градостроительству и архитектуре и союзом дизайнеров. Однако и она нередко подвергается критике. Комитет по благоустройству прислушался к пожеланиям горожан – и союзу дизайнеров было предложено доработать архитектурное решение, изменить конструкции павильонов, чтобы они эффективнее защищали от ветра и осадков. Было принято решение в 2023 году, при условии технической возможности, ставить новые конструкции павильонов с более широкими боковыми стёклами.
Не отстаёт от Петербурга и Ленинградская область. Новые красочные павильоны для ожидания общественного транспорта устанавливаются на региональных дорогах Ленинградской области. С 2019 года компания «Ленавтодор» выступила с инициативой создания антивандальных павильонов ярко-оранжевого цвета, которые будут заметны в тёмное время суток. В частности, в деревне Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области уже установлены несколько таких павильонов. И, видимо, такие же будут установлены на всех участках региональной трассы «Стрельна – Кипень – Гатчина», к ремонту которой приступили этим лето досрочно. Обновление полотна затронуло два участка: от границы с Санкт-Петербургом почти до деревни Олики через деревни Новополье и Горбунки. А также — четырёхкилометровый отрезок через деревни Малые Горки, Большие Горки по направлению к деревне Кипень. В общей сложности новый асфальт уложен на протяжении 13 километров. Дорога «Стрельна — Кипень — Гатчина» соединяет Ломоносовский и Гатчинский районы, забирая на себя значительный трафик между КАДом и федеральной трассой А-180 «Нарва». Ремонт шоссе ведётся в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Кроме того до 2025 года обещают капитально обновить трассу от посёлка Аннино до деревни Разбегаево: в населённых пунктах будут свет и тротуары, а сама дорога будет полностью отремонтирована.
Недавно был отменён маршрут №639в «Станция метро Ленинский проспект Санкт-Петербург – деревня Яльгелево» с заездом в СНТ «Синигейка». Прежде чем рассказать, как теперь добираются до своего товарищества садоводы немолодого возраста с тележками и прочим неподъёмным инвентарём, немного вспомним историю маршрута. Маршрут №639в был открыт в начале мая 2003 года, трасса его проходила от станции метро Ленинский проспект до железнодорожной платформы в Красном Селе. «Фишкой» маршрута было то, что он проходил по улице Стойкости в Санкт-Петербурге, что при небольшом интервале сделало маршрут достаточно популярным. В 2008 маршрут был продлён до деревни Михайловка и перенумерован в к-639в, а спустя 11 месяцев после этого – до деревни Яльгелево. С 2015 года в летний период маршрут стали продлять до садоводства Синигейка. Закат маршрута пришёлся на пандемию, когда, во-первых, из-за ремонта Таллинского шоссе перестал выполняться заезд на улицу Стойкости. А во-вторых, упал пассажиропоток и перевозчик – ООО «Такси» – сократил выпуск до 4 машин, а через какое-то время и до двух. Конечно, специально ждать такой маршрут могли разве что обитатели Синигейки, и то, лишь в летний период, так как зимой машины следовали только до Яльгелево. Когда на маршрут вышла компания «Вест-Сервис», то ситуация ещё больше ухудшилась, на линии в основном работал только один автобус. А с 1 июля 2023 года маршрут и вовсе отменили, а на водителей маршрута №639а возложили обязанность пять раз в день заезжать в Синигейку. Несомненно, это ухудшение транспортного обслуживания, поскольку для такого магистрального маршрута заезд в Синигейку – полтора километра туда и обратно – нелогичен. Если судить по словам водителей, то им за этот крюк компания не платит. Поэтому они перестали с какого-то времени заезжать в Синигейку. Вот так постепенно от состояния более менее нормального транспортного обслуживания мы переходим до нулевого состояния транспортной доступности для некоторых населённых пунктов. И теперь зависит от нас – согласимся мы с таким положением дел или будем бороться за свои права.
И.Сибирякова.
Фото автора.