Подростковый возраст полон противоречий и неопределённости. Именно в этот переходный период вечная проблема отцов и детей становится наиболее явной, потому что ребёнок может потерять связь с родителями. Взрослые не всегда понимают своих детей, и они начинают чувствовать себя одиноко. Это чувство достигает точки кипения в напряжённое школьное время, порой порождая у ребёнка депрессивное состояние. Тогда на помощь родителям приходит психолог. О чём молчат подростки и что их больше всего волнует – об этом нам сегодня расскажет психолог муниципального бюджетного учреждения «Районный центр культуры и молодёжных инициатив» Ломоносовского района Ленинградской области Татьяна Георгиевна Сакович.
— Татьяна Георгиевна, расскажите, как часто подростки обращаются к Вам за помощью. Какой круг проблем их чаще всего волнует?
— Подростки довольно часто обращаются ко мне за помощью, наиболее актуальные проблемы: непонимание в семье, буллинг в школе и межличностные отношения с противоположным полом.
— На дворе сентябрь, новый учебный год. К привычным проблемам в виде нежелания выполнять домашнее задание с началом нового учебного года прибавляется еще одна: после длительных каникул ребёнок не хочет идти ходить в школу. Что делать, если подросток не хочет ничего делать? Заставлять? Требовать?
— Родители думают, что если они будут постоянно контролировать школьника, то вернут ему мотивацию к обучению: он начнёт хорошо учиться, станет послушным и покладистым и, соответственно, вырастет успешным человеком. Однако в подростковом периоде это не работает. Я всегда говорю родителям подростков так: что выросло, то выросло, всё, что вы могли вложить в формирование личности ребёнка, вы уже вложили в период дошкольного развития, то есть сценарий жизни его уже сформировался. Если ребёнка жёстко контролировать и заставлять, то это вызовет у него отвращение не только к учебе, но и к общению с родителями. Важно научиться принимать подростка таким, какой он есть, пытаться понять, чем он живёт, что хочет получить от жизни. В переходный период дети часто прячут свои чувства от всех, поэтому родителям на этом этапе важно стать другом своему ребёнку, тогда он будет в гармонии с самим собой, тогда наиболее вероятна его успешная реализация в разных сферах.
— Если у родителей не получилось встать на одну ступень с подростком, как вернуть мотивацию к получению знаний?
— Биологическая задача подросткового возраста – найти наставника. Наставником не должен быть родитель. Если говорить аллегорично, то до входа в подростковый период дети верят в родителей, как в бога: я лежу маленький, голодный, мокрый, но пришли мои родители, и я сухой и сытый, а вот подростковый период – это этап свержения богов. Подросток, как правило, критикует образ жизни и действия родителей, подчеркивая, что он будет жить совершенно иначе, так как родители уже не всегда в авторитете. В этот момент роль наставника может взять на себя близкий ребёнку человек: тренер, хороший педагог, крёстная, соседка по лестничной клетке или сосед, с которым парень чинит мотоцикл в гараже. Именно этих людей подросток будет слушаться и стараться равняться на них. Если такой наставник скажет: учиться важно и нужно, ведь это твоё будущее, то есть большая вероятность, что подросток прислушается и займётся своим образованием. Вообще, в том, что у школьника шестого-восьмого класса нет мотивации учиться, нет ничего страшного. В чём-то это даже норма, соответствующая их возрасту: им, действительно, лень, и они ещё не понимают, зачем нужна эта трудная школьная программа. Вот поэтому важна роль наставника, которому они доверяют и который без нотаций, нравоучений и ругани, по-житейски объяснит важность образования.
— Подскажите, пожалуйста, как можно показать подростку значимость каждого предмета школьного курса. Могут ли это сделать родители?
— Чтобы показать значение школьных предметов, можно организовать скрытую профориентацию. Родителям ведь важно, чтобы у их ребёнка было хорошее будущее. Поэтому если он будет понимать, зачем ему тот или иной предмет, то он с интересом будет изучать его. К примеру, моя знакомая купила путёвку на производство сока «Сады Придонья», сын увидел всю технологию и цикл изготовления его любимого напитка и осознал, для чего в учебной программе химия, и даже определился с будущей профессией. Эти профориентационные мероприятия важны, и их, насколько мне известно, проводят не только родители, но и многие школы. Чтобы формировать интерес к учёбе в подростковом возрасте, надо изучать профессии изнутри, чтобы ребёнку было интересно. Родителю важно показать значение предметов в разных профессиях как взрослый взрослому, тогда мотивация к обучению обязательно вернётся.
— В Петербурге за прошлый год покончили с собой тридцать детей. Всего же попытку суицида совершили 263 ребёнка. Это страшные цифры, а какова ситуация в этом плане в Ломоносовском районе? Какие профилактические мероприятия вы проводите?
— К сожалению, у меня нет статистики самоубийства подростков в Ломоносовском районе, эта тема довольно закрытая. Хотелось бы думать, что такого страшного явления в поселениях района не существует. Однако я живу здесь, вижу, что происходит вокруг, и, увы, мне известны такие трагедии. Конечно, в районе нет суицидального всплеска и подобные подростковые реакции можно контролировать. Самое первое профилактическое мероприятие – это наличие телефона доверия, куда подросток может анонимно позвонить и пообщаться с психологом. В Ломоносовском районе мой телефон есть практически у каждого школьника, каждый из них может позвонить мне, и мы проработаем его проблему. К тому же в нашем центре мы постоянно работаем с молодёжью, вовлекаем её в различные сферы деятельности так, чтобы суицидальных мыслей даже не возникало.
— Какие-то проблемы такого плана можно устранять самостоятельно, в кругу семьи? Ведь не секрет, что конфликт с родителями стоит на первом месте среди проблем, приводящих к мыслям о суициде.
— Профилактика – это здорово, но существует одна проблема, она актуальна по всей России, это отсутствие понятия «грамотный родитель». Если были зафиксированы случаи попытки суицида среди подростков, я задавала родителям один вопрос: «Вы видели, что происходит с ребёнком, почему не забили тревогу?». Если у подростка появляются суицидальные мысли, то у него возникают такие поведенческие сигнальные реакции, которые просто невозможно не заметить. Внимательный родитель, даже не зная психологии, увидит их. Многим родителям порой нужно остановиться в своём жизненном беге и спросить у своего чада: «Что у тебя происходит? Как ты сейчас? Давай сходим мороженое поедим и поговорим». Иногда подростковый суицид – это именно демонстративное поведение, чтобы родители заметили своего ребёнка и остановили от последнего шага. Подростки в силу своего возраста не воспринимают мир реально, они считают, что могут сохраниться, как в игре, и после смерти восстановятся. Все начинается с семьи, которая должна идти с ребёнком в ногу, а не быть против него вместе со всем остальным миром. Семья для ребенка – это гавань, где он может отдохнуть всей душой, но в нашем мире нередко семья встаёт на сторону школы: раз учитель сказал, что ты плохой, значит и я говорю, что ты плохой. В таком случае ребёнок остаётся без защиты и видит единственный выход из этой ситуации – уход. Задача родителей – быть в одной лодке со своим ребёнком, быть ему другом и поддержкой, тем, кто протянет ему руку помощи в сложной ситуации. Словом, возвращаясь к вопросу о профилактических мероприятиях, самое главное – это психологический климат в семье.
— По каким признакам родители могут определить, что у сына или дочери появились в голове нехорошие мысли?
— Родители знают ребёнка с пелёнок, если его поведение меняется в лучшую или худшую сторону, это должно послужить для них звоночком: что-то не так. Если говорить о признаках, то дети при суицидальных наклонностях слушают депрессивную музыку и пишут грустные стихотворения. Большая ошибка – то, что родители порой обесценивают переживания ребёнка и смеются над его желанием покончить с жизнью, тем самым открывая перед ним дорогу на тот свет.
Кто-то перед суицидом раздаёт свои вещи как память о нём. Родителям нужно смотреть во все глаза, чтобы не пропустить первые, порой кажущиеся несерьёзными признаки. И выбрать следующую стратегию: чтобы не случилось, я с тобой; да, я где-то тебя поругаю, но я всегда буду защищать тебя, тогда ребёнок при жизненных трудностях обязательно обратится к вам за помощью.
— Что делать жертве буллера и родителям, чтобы справиться с проблемой травли в школе?
— Я, к сожалению, не специалист в этой области, но точно знаю, что существует специальная организация по борьбе с буллингом. Есть проект «Травли НЕТ». Буллинг – это не про плохих и невоспитанных школьников, это про болезнь коллектива. Педагог, который хочет вылечить класс от этого, может сделать это за три дня с помощью специальных мероприятий. Буллинг начинается с молчаливого согласия педагога: либо он закрывал на это глаза, либо сам дал повод для этого. Один в поле не воин – так и здесь, одному ребёнку против толпы выстоять очень сложно, практически невозможно. Буллинг – это та проблема, которую должны решать взрослые. В школе достаточно внеклассного занятия, чтобы посмотреть фильм «Чучело» и организовать правильное обсуждение с участием психолога и социального педагога, а также привести человека в погонах, чтобы дети узнали о последствиях травли для буллера и того, кого травят. Это будет хорошей профилактикой.
— Какими тремя главными словами вы бы описали современного подростка?
— Нервозность, замкнутость и демонстративность. Вообще, понятие «подросток» – это гораздо большее, чем мы думаем и что знаем о них. Простой человеческий совет – чем внимательнее мы будем к свои и чужим детям, тем более в такое сложное время, как наше, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.
— Что вы считаете главным в своей работе?
— Помощь людям. Поэтому мои услуги психолога для жителей Ломоносовского района бесплатны. Я работаю не только очно, но и онлайн, по видеосвязи. Чтобы договориться о встрече, нужно написать в whatsapp или телеграмм по номеру 89626877900.
— Спасибо за беседу.
Интервью вела В.Левенец.
Фото Л. Даниной.