Ледовая трасса днём и ночью
Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа – 24 километра, Кронштадт был расположен посередине. Ежедневную работу этой Дороги жизни обеспечивали дорожные службы. В блокадный период маршрут южной части ледовой дороги отличался от пути, действующего в мирное время. «Северная часть Дороги жизни шла к югу и востоку от расположения северных фортов и была прикрыта линией фортов от северного берега, занятого финскими войсками. Она примерно такой была до и оставалась после войны», – говорит историк Кобчиков. Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведённые на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов. «Что касается южной части Малой Дороги жизни – от Кронштадта до южного берега, – в обычное, мирное время ледовая дорога шла на Ораниенбаум – Ломоносов, – продолжает учёный. – А во время войны она шла западнее – в сторону посёлков Ломоносовского района Лебяжье и Большая Ижора, то есть была отведена от южного берега, занятого немецкими войсками. Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе. Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось круглосуточно, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в тёмное время суток, учитывая погодные условия». Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа – прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. «Осуществляли и постоянное наблюдение за минными полями, позициями стрелков и даже малокалиберной артиллерии. Кроме ледовой Дороги жизни, была ещё ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта», – перечисляет Евгений Кобчиков. «По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трёхтонные машины, – отмечает Владимир Шатров. – Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжёлые танки». Малая Дорога жизни – сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шла от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяжённостью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги. «Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шёл отряд разведчиков, за ним – аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы», – рассуждает директор музея.
Как младший брат защищал старшего
Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была ещё более тяжёлой, чем в Ленинграде.
«Кронштадт оставался в тени Ленинграда. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушла с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями», – рассказывает историк Евгений Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. «Мы их отдали с расчётом, что сможем вывезти горожан, оставив только тех, кто смог бы обеспечивать работы основных предприятий, которые поддерживали обороноспособность флота, – это касалось Морского завода, 52-го артиллерийского ремонтного завода, топливных, минных, торпедных складов – того, что включает в себя понятие «арсенал». Мастеров, инженеров – гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти всё мирное население, в первую очередь женщин и детей, – продолжает историк. – Увы, этим планам сбыться было не суждено. Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта. По существующим данным, к зиме 1941 года на острове оставались порядка 18 тысяч человек, можно ещё прибавить примерно 20-26-тысячный гарнизон – военные на кораблях, в воинских частях. Из гражданских около 5 тысяч человек первую блокадную зиму не пережили, включая женщин и детей. Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий».
В тяжёлом положении оказались и воинские части, расположенные на фортах, а также Ораниенбаумский плацдарм, которые ранее снабжались продовольствием с кронштадтских складов. Блокадный паёк для детей, оказавшихся в двойном кольце блокады, был меньше ленинградской нормы на 25 граммов. «В ноябре детям выдавалось 100 граммов хлеба – даже меньше, чем в Ленинграде. А 125 граммов здесь получали бойцы отдельной зенитной роты – молодые парни, здоровые мужики, которые сидели в окопах в ожидании возможного десанта противника. Они должны были быть готовы вступить в бой и получали всего 125 граммов хлеба, как дети блокадного Ленинграда. Этот факт малоизвестный и практически неизученный», – говорит научный сотрудник музея Евгений Кобчиков. На протяжении всех 872 блокадных дней Малая Дорога жизни обеспечивала снабжение войск и питание для Ораниенбаума, Кронштадта и островов в заливе. Эта трасса также помогла поставить победную точку в битве за Ленинград и освободить город от фашистской блокады – именно по ней отправили 2-ю ударную армию, принявшую участие в прорыве блокады 18 января 1943 года. Большая группировка солдат была переброшена по льду в 1944 году на Ораниенбаумский плацдарм для участия в наступательной операции «Январский гром», в ходе которой войска Ленинградского фронта отбросили противника на расстояние 60-100 километров, окончательно освободив город от вражеской осады. «Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островов. И в 1944 году бойцы плацдарма, пользуясь трассой, по которой шли войска, помогли разбить врага под стенами Ленинграда. Это главное значение ледовой переправы. Так младший брат Ленинграда – Кронштадт – защищал старшего, – резюмировал Владимир Шатров. – Сейчас о ледовой трассе напоминают мемориалы, установленные на берегах посёлка Большая Ижора в Ломоносовском районе, Кронштадта и в Лисьем Носу. Возле них регулярно проходят акции памяти».
Н. Юсупзянова. Фото из архива Морского музея в Кронштадте.