Home Новости Про «Кашу из топора», копчёную рыбку и «Школу кантеле»

Про «Кашу из топора», копчёную рыбку и «Школу кантеле»

0 comment

Фото: Водские мастерицы дают мастер-класс.

Всемирный день коренных народов отметили в Ленинградской области, и в том числе в Ломоносовском районе, где живут представители малочисленных народностей водь, ижоры и вепсы.

Этому празднику посвящена выставка «Purd kirvezpei», или «Каша из топора», открытая в филиале областного дома народного творчества – в вепском центре фольклора в селе Винницы Подпорожского района Лен-области. С бытом и национальными традициями вепсов познакомились её посетители, первыми из которых были дошкольники из местного образовательного центра. Ребята узнали много интересного о традиционных блюдах коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речь шла о разнообразной вепской выпечке – пирогах, сканцах, капустниках и, конечно же, о самом знаменитом вепском угощении – калитке. Калитка – это что-то вроде ватрушки, делается с разными начинками: с картошкой, с творогом, но чаще всего – с пшённой, ячневой или манной кашей. Детям разрешили покрутить старинные жернова, представленные на экспозиции, из которых по-настоящему высыпалось толокно, что их очень развеселило. А в деревне Лужицы Кингисеппского района Ленинградской области, куда частенько наведываются гости из Ломоносовского района, праздновали ещё и день водского народа. На праздник собрались более двухсот человек. По данным переписи населения 2020 года, численность жителей России, заявивших о свой принадлежности к малочисленному этносу водь, составила 99 человек. В 2010 году их было почти в два раза меньше – 64 человека. И это говорит о том, что в 47 регионе растёт интерес к культуре и быту водского народа – как самих представителей близкородственных национальностей, так и других жителей многонациональной Ленобласти. На дне водского народа в Лужицах работали волонтёры из центра коренных народов Ленинградской области. Как обычно, главное праздничное действо шло на лужайке перед местным музеем водской культуры: переплелись в звучании национальный водский инструмент кантеле и русская гармонь. Песни на водском, ижорском, финском и русском языках были слышны далеко в округе, а пёстрый от народных костюмов хоровод собрал людей разных возрастов и национальностей. В раскинувшихся шатрах волонтёры и местные мастерицы проводили мастер-классы по ткачеству и плетению, благодаря чему две дорожки из полевых трав пополнили экспозицию музея водской культуры в деревне Лужицы. Профессиональные лингвисты Мехмет Муслимов и его помощник Лев Бабурин по крупицам ловили на празднике диалектные особенности представителей финно-угорских народностей и складывали в свою языковую копилку. После фотосессии взрослых качели атаковала ребятня. Но вскоре и большие, и маленькие, вооружившись кистями, переключились на лодку-раскраску по сюжетам водских преданий. А предложил им такое очередное оригинальное развлечение большой друг вожан и гостей праздника художник Валериус. Ну, а кулинарным пиком для всех собравшихся в этот день в Кингисеппском районе на праздник водской культуры были, конечно же, уже ставшие традиционными на подобных мероприятиях копчёная рыба и наваристая уха. Можно даже сказать, что у праздника был свой специальный запах – копчёной рыбы, которую готовили тут же, в коптильне под открытым небом. Вожан и гостей на празднике принимала хозяйка – директор местного водского музея, уже хорошо известная многим жителям Ломоносовского района Марина Ильина. Она вела сценическую программу праздника, руководила всеобщим весёлым застольем и проводила экскурсию по музею водской культуры.

В 2008 году народ водь получил официальный статус и вошёл в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации благодаря активистам во главе с учёной-историком О.И.Коньковой, которая возглавляла центр коренных народов Ленобласти. «Водь – древнейшее население Северо-Запада России. Археологические раскопки доказали, что водь жила здесь издавна: самые ранние из обнаруженных водских погребений датируются I-IV веками нашей эры. Мы не знаем, какими были эти первые люди, пришедшие сюда ещё 12 тысяч лет назад вслед за отступающим ледником и стадами северных оленей, – писала Ольга Игоревна в своей книге «Водь. Очерки истории и культуры». – Мы не знаем, как они себя называли, на каком языке говорили. Существуют разные точки зрения на вопрос о происхождении води. И связаны они, прежде всего, с особенностями водского языка. Часть исследователей связывают возникновение води с древними эстонскими племенами, находя сходство в народных обычаях и праздниках, в типе жилищ и хозяйственных построек у води и восточных эстонцев, а также в народных костюмах. Близки вожане и эстонцы и по антропологическим данным. Но самое главное – водский язык близок северо-восточному прибрежному и восточным диалектам эстонского языка: северные эстонцы и водь понимают друг друга без труда. Другая часть исследователей рассматривает водь как местное коренное население, издавна заселяющее территорию так называемого Ижорского плато и оставившее свои погребальные памятники – курганы. Между тем тщательный анализ курганов XI-XIII веков показал, что их следует относить не к води, а к древнерусскому населению, хотя и включившему в себя местный финно-угорский субстрат». В преддверии всемирного дня коренных народов в Ленинградской области прошёл день необычных музыкальных инструментов – аутентичных инструментов местных жителей финно-угорских национальностей. И в первую очередь к ним относится струнный музыкальный инструмент кантеле, известный по эпосу Э.Леннрота «Калевала». «Школу Кантеле» центра коренных народов Ленинградской области, или «Kannel-koulu», под руководством Елены Ведайко знают не только в области, но и за её пределами. Кроме основного ансамбля взрослых исполнителей в «Школе кантеле» занимаются юные музыканты. Дети с удовольствием осваивают аутентичный финно-угорский музыкальный инструмент северо-запада России. Несколько раз в месяц музыканты «Школы кантеле» дают выездные мастер-классы в школах, библиотеках, домах культуры, в музеях и лютеранских приходах Ленинградской области. И вообще, они постоянно в разъездах по всей России. К примеру, недавно музыканты вернулись с IХ карельского этнофорума в Тверской области, уже успели поучаствовать в петербургском фестивале подкастов о Луне в мифологии народов России Ковава, а в эти выходные выступали и давали мастер-класс игры на кантеле на международном фестивале музыкальных древностей «Словиша» в Великом Новгороде.

Финно-угорский культурный центр России продолжает приём заявок на IX международную выставку детского творчества по мотивам финно-угорских сказок, легенд и преданий «Завещание предков». Участие в проекте могут принять дети от 5 до 17 лет, а также детские студии декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

Заявки и конкурсные работы, посвящённые этнокультурному достоянию финно-угорских и самодийских народов, принимаются до 31 октября по номинациям: живопись (акварель, гуашь); графика (карандаш, мягкие материалы, масляная пастель, тушь и перо); декоративно-прикладное творчество (бисероплетение, батик, вышивка, вязание, лепка, работа с деревом, ткачество); социальная реклама (короткие видеоролики, плакаты, посвящённые традициям и обычаям народов России, популяризации родного языка, народного костюма, традиционной кухни); мультимедийное творчество (видеоклип, видеосюжет, видеофильм, мультфильм и т.п.). В этом году учреждена спецноминация «Наставник». К ней относятся работы, созданные в любом виде изобразительного искусства совместно педагогом и учащимся, а также раскрывающие тему преемственности и передачи знаний. Презентация международной выставки запланирована на декабрь 2023 года.

Ежегодно 9 августа отмечается международный день коренных народов мира – праздник, посвящённый сохранению культуры и языка этих этнических общностей. Международный день коренных народов мира был установлен в 1994 году Генассамблеей ООН. Датой торжества был выбран день, когда в 1982 году прошло первое заседание рабочей группы по проблемам коренных народов.

Праздник был создан для привлечения внимания международной общественности к проблемам и потребностям коренных народов. Это касалось в том числе возможности свободно определять свою национальную принадлежность, жить на земле предков и распоряжаться её ресурсами, сохранять традиции, а также вести образование и общественную деятельность на национальном языке. В 1995 году было объявлено первое десятилетие коренных народов, которое дало толчок к усилению поддержки этих групп населения по всему миру. Уже в 2007 году была принята декларация о коренных народах. В ней утверждалось право этих народностей на определение своего политического статуса, участие в принятии решений на всех уровнях, если это касается их жизни, соблюдение и возрождение традиций. По данным ООН, в мире насчитывается около 476 миллионов представителей коренных народов, они проживают в 90 странах. Это около 5 процентов населения Земли. При этом представители этих народностей часто сталкиваются с дискриминацией, вынужденным переселением, болезнями, торговлей людьми и голодом. Поэтому важно объединить усилия по их поддержке на международном уровне. В России проживают 47 коренных малочисленных  народов общей численностью более 300 тысяч человек. Они сосредоточены в северных регионах страны, а также в Сибири и на Дальнем Востоке.

М.Борисова.

Фото из открытых источников.

Дошколята знакомятся с вепской культурой в филиале
дома творчества в селе Винницы.
Музыкальный ансамбль «Школы кантеле».

Руководитель «Школы кантеле»
центра коренных народов
Ленобласти Елена Ведайко.

День народа водь в Кингисеппском районе.

На выставке «Каша из топора» в Подпорожском районе.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика