О Дороге жизни через Ладожское озеро, по которой шло продовольствие в блокадный Ленинград, а из него – вооружение и боеприпасы для фронта, известно многим. Но острова в Финском заливе, Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм, потерявшие сухопутную связь с городом на Неве, оказались в не менее суровом положении. Однако о Малой Дороге жизни, по которой со складов Лисьего Носа отправляли продовольствие на территории, отрезанные от Большой земли, и снабжали фронт топливом и боеприпасами, знают далеко не все.
Вопрос жизни
и смерти
Ещё в мирное время – до и после войны – Кронштадт с материком связывала ледовая «государственная» дорога. «До войны по льду ходили автобусы, грузовики, – рассказывает заведующий сектором музея истории Кронштадта Евгений Кобчиков. – В принципе, этот опыт с лихвой был использован и в военное время. Хотя, конечно, отдельные вещи, связанные с массированным движением и изнашиванием ледовой трассы, оказались, что называется, новыми. Потому что такой интенсивности движения не было ни до, ни после войны. Это был вопрос жизни и смерти, а не просто транспортного снабжения». Ледостав на Ладоге в 1941 году начался раньше, чем на Финском заливе. Территории в районе Петергофа были оккупированы немцами, оттуда велись обстрелы острова Котлин. Правый берег реки Сестры занимали финны. Кронштадт, Ораниенбаум и острова в заливе оказались отрезаны от материка. «Когда Ленинград был уже в блокаде, Кронштадт, Ораниенбаумский пятачок и многие острова – Сескар, Малый, Большой Тютерсы, Мощный (Лавенсаари), Ханко, где располагались советские гарнизоны, – оказались в двойном кольце блокады. Финский залив, который отделял их от Большой земли, образовал второе кольцо. Мы оказались в более тяжёлом положении», – говорит директор Морского музея Кронштадта, автор-составитель альманаха «История Кронштадта» Владимир Шатров. По словам историка, в начале блокады на Ораниенбаумском пятачке, в Кронштадте и на островах оказались отрезанными от Большой земли около 100 тысяч военных и гражданских. Встал вопрос обустройства ледовой трассы. Впоследствии в народе её прозвали Малой Дорогой жизни.
Первая проходка
Так как немцы стояли в районе Петергофа, что позволяло им свободно обстреливать расположенный на другом берегу залива Лисий Нос, ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал её от обстрела. Сначала обустроили базу снабжения войск в пакгаузах для хранения снарядов в Лисьем Носу. Эти склады построили ещё в период Крымской войны 1853-1856 годов, когда город готовили к возможному наступлению английской эскадры. Также к посёлку вела хоть и заброшенная, но сохранившаяся с царских времён узкоколейка. Там было решено устроить базу для обеспечения продуктами питания и боеприпасами территорий, оказавшихся в двойном кольце блокады. «Дорогу жизни начали готовить с Ораниенбаумского пятачка, – рассказывает Владимир Шатров. – Но вода в заливе всё никак не замерзала. Первый отряд разведчиков вышел на лёд 22 ноября 1941 года. После них прокладывать маршрут по льду вышел отряд бойцов, которые скалывали льдины и делали проходы. Когда с залива дуют западные ветры, то из-за движущегося льда образовываются большие наносы – сугробы, из-за которых машины не могут пройти. И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И всё ждали, когда же настоящие морозы ударят». Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лёд, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин. К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц – с 22 ноября.
Однако вода ещё выступала из-подо льда у берега залива. «Поэтому машины шли друг от друга на расстоянии 50-70 метров. Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, – поясняет глава музея. – И пошли днём, невзирая на то, что стояли немцы, потому что это был первый выход. Путь пустой транспорт прошёл за шесть часов – это очень долго». После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включёнными фарами.
Н. Юсупзянова.
Фото из архива Морского музея в Кронштадте.
Окончание в следующем номере.