Фото: Троицкий собор в Гора-Валдае сегодня
Если ехать вдоль южного берега Финского залива по старинной Петергофской дороге в сторону города Сосновый Бор, то в 30 км от КАДа, за посёлком Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области открывается вид на красивое Горовалдайское озеро, названное так по имени прибрежной деревни Гора-Валдай. Название местности не имеет никакого отношения к знаменитому новгородскому Валдаю, а является искажённой формой финского Harjavalta: от «harja» – гребень, вершина «valta» – власть, то есть «господствующая высота». И место это, несомненно, заповедное, пронизанное дыханием веков, о чём говорит его удивительная история.
Земли эти, входившие в Копорский уезд Ингерманландии и достаточно обжитые ещё в допетербургские времена, после победы в Северной войне были пожалованы Петром I своему верному сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову, получившему титул ингерманландского губернатора. После опалы князя в 1727 году они отошли в казну и были розданы именитым помещикам.
Усадьба Алютино появилась здесь при действительном статском советнике Дмитрии Никифоровиче Добржанском, который купил эти земли в 1822 году у родственников фаворита императрицы графа А.Г. Разумовского. Затем, в 1839 году, имение приобрёл саксонский подданный, судья Ораниенбаумского уезда Арист Иванович Дребс. Он поступил на русскую службу землемером лесных дач в 1810 году и через 20 лет женился на Екатерине Павловне – воспитаннице князя П.Я. Долгорукова. В 1841 году Дребс принял русское подданство, а через семь лет получил чин надворного советника и дворянский диплом с гербом. За 60 лет владения Гора-Валдайской мызой семья Дребсов её значительно благоустроила: здесь появились служебные постройки, конюшни, фруктовый сад, пейзажный парк с прудами, подъездная липовая аллея и дорога вдоль берега, с которой открывается вид на огромное красивое озеро. В 1896 году наследники А.И. Дребса уступили имение купцу И.А. Воронину, ставшему его последним владельцем. Иван Агапович Воронин родился в 1841 году в крестьянской семье в небольшой деревне Рябинки на севере Ярославской губернии. В юности он уехал в Санкт-Петербург, где постепенно смог начать собственное дело. Жил Иван Агапович в Нарвской части Петербурга, женат был дважды. От второго брака у него родились сыновья Леонид – в 1875 году и Владимир – в 1877 году.
В 30 лет Иван Агапович Воронин стал купцом 2-й гильдии, а через семь лет – 1-й гильдии. В 1879 году он приобрёл завод Резвоостровской ткацкой мануфактуры в Санкт-Петербурге, современный ад-
рес: набережная реки Екатерингофка, 25. К концу XIX века купец Воронин заключил с владельцами текстильных фабрик Карлом Чешером и Яковом Лютшем соглашение о создании акционерного общества и мануфактур товарищества «Воронин И.А., Лютш и Чешер». Иван Агапович стал председателем общества, а Чешер – его вице-председателем.
Дела их общества развивались очень успешно. К 1914 году ему принадлежали: ситценабивная фабрика на Васильевском острове – 250 рабочих, ткацкая фабрика на Малом проспекте Петербургской стороны – 360 рабочих, Никольская ткацкая мануфактура на Выборгской набережной – 1200 рабочих, Резвоостровская ткацкая мануфактура И.А. Воронина – 100 рабочих, Рогенсальмская бумагопрядильная мануфактура – 100 рабочих и Выборгская бумагопрядильная мануфактура – 1000 рабочих.
Окончание в следующем номере.
Е.Бетюн. Фото автора.