«Сто лет назад французская столица была покорена представителями русской культуры. Участниками культурного вторжения в Париж были художники, танцовщики, музыканты, композиторы, а командовал этой армией искусства Сергей Дягилев, который определил, какой быть европейской культуре в 20 веке», – так начала своё выступление на первом всероссийском open air фестивале «Парадные спектакли в Петергофе» народная артистка России Илзе Лиепа.
В рамках этого фестиваля в государственном музее-заповеднике «Петергоф» прошёл концерт «Дягилев-гала», ведущей которого была Илзе Лиепа и где выступили звёзды русского балета. Концертная программа первого дня началась на открытой сцене у каскада «Шахматная гора» в Нижнем парке заповедника с исполнения симфоническим оркестром IP Orchestra под управлением Игоря Пономаренко произведений из известных балетов русских и зарубежных композиторов. Программа называлась «Шедевры балетной музыки». В вечернем гала-концерте в этот же день принял участие поистине звёздный балетный состав: народная артистка России Илзе Лиепа, прима-балерина Надежда Батоева, первые солисты Мариинского театра Александр Сергеев, Константин Зверев, Евгений Коновалов, Рената Шакирова, заслуженная артистка России Дарья Павленко, солисты Большого театра Маргарита Шрайнер и Денис Захаров, солисты театра «Урал Опера Балет» Елена Воробьёва и Михаил Хушутин. Первый солист балета Мариинского театра, арт-директор фестиваля Александр Сергеев подчеркнул: «Гала-концерт фестиваля – это дань великому театральному деятелю, продюсеру и импресарио Сергею Дягилеву. Концерт состоит из фрагментов спектаклей Русских сезонов и отдельных номеров». Второй день фестиваля в музее-заповеднике «Петергоф» открыл одноактный балет «Дивертисмент короля» на музыку французского композитора Жана-Филиппа Рамо в постановке хореографа Максима Петрова в исполнении ведущих солистов Мариинского театра. Хореограф, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Максим Петров прокомментировал постановку: «Балет хоть и был поставлен 8 лет назад, однако, мне кажется, он по-новому заиграл на сцене в Петергофе: это спектакль-фантазия на тему барокко. Этот лёгкий шуточный воздушный спектакль собирает все главные барочные образы того времени». Не успели восхищённые зрители оправиться от восторга, как началось следующее волшебное балетное действо. На сцену вышли премьеры музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев, театр Санкт-Петербургский классический балет, исполнив балет «Жизель» Адольфа Адана в двух актах на либретто Анри де Сен-Жоржа. Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа. А между этими двумя балетными постановками все желающие узнали историю любви и предательства, безумства и непокорности, которые на языке танца рассказывают артисты в балете «Жизель». Лекцию «Безумие, коварство и любовь самой романтической «Жизели» под открытым небом прочитала Янина Гурова — балетовед, кандидат искусствоведения, член союза театральных деятелей, международного союза хореографов и санкт-петербургского союза учёных, первый вице-президент CID UNESCO SPB.
А вообще, культурно-просветительская программа фестиваля с лекциями и экскурсиями началась в Петербурге накануне балетных представлений в Петергофе и продолжилась после них. Ольга Федорченко — экскурсовод, балетный историк и критик, кандидат искусствоведения, сотрудник российского института истории искусств – провела балетную прогулку «Балетный Петербург: блеск и интриги императорского балета», рассказав о создании русской балетной школы. Разговор об особенностях работы над подготовкой балетов Петипа шёл на лекции музыковеда Елены Пановой в питерском общественном пространстве «СреДа!». Здесь же прошли творческая встреча с выдающейся балериной современности Илзе Лиепа, лекция Ольги Федорченко «Терпсихора в Петергофе» и лекция Татьяны Ногиновой «Костюмы императорского балета». Фестиваль «Парадные спектакли Петергофа» организовали специалисты продюсерского центра «Открытое искусство» и государственного музея-заповедника «Петергоф» при поддержке президентского фонда культурных инициатив. Как сказал его генеральный директор: «У жителей Петербурга культурные мероприятия всегда получают живой отклик. Возрождение парадных спектаклей Петергофа — это не только подарок для зрителей, но и значительный вклад в сохранение и развитие историко-культурного наследия нашей страны». Исполняющий обязанности генерального директора музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков добавил: «В XIX веке балетные спектакли в Петергофе часто давали под открытым небом. Парадные спектакли готовились силами дирекции императорских театров с привлечением постановщиков, музыкантов и артистов балета Мариинского театра. Наша задача — изучать, хранить и передавать традиции. Фестиваль «Парадные спектакли Петергофа» создаёт культурную связь между прошлым и настоящим. Петергоф всегда был центром культурной, театральной и балетной жизни — Матильда Кшесинская и Анна Павлова танцевали на Ольгином острове, Иоганн Штраус играл в Петергофе. Поэтому мы рады, что в Петергоф возвращается музыка». Более 68 тысяч посетителей и более миллиона зрителей онлайн-трансляций в сообществе музея-заповедника «Петергоф» ВКонтакте — таковы итоги фестиваля «Парадные спектакли Петергофа». Зрители этого первого всероссийском open air фестиваля надеются, что его проведение станет ещё одной прекрасной санкт-петербургской традицией.
М.Костина. На снимках: Фрагменты выступлений артистов балета на фестивале «Парадные спектакли Петергофа». Фото предоставлены дирекцией ГМЗ «Петергоф».