Фото: CoinMarketCap.com
Цифровой рубль вряд ли спасёт вас за рубежом. Проблемы у него такие же, как у рубля обычного.
В России с 1 августа вступил в силу закон о внедрении цифрового рубля. Он стал третьей формой национальной валюты, дополнив наличную и безналичную. Оператором платформы цифрового рубля стал Банк России. Именно он ответственен за открытие цифровых кошельков, сохранность средств и проведение операций с новой формой валюты.
Несмотря на то, что у цифрового рубля есть вполне конкретный единственный регулятор, несущий по нему обязательства, у многих он ассоциируется с очередной новой криптовалютой. Счёт им идёт на десятки тысяч. О том, что цифровой рубль и Биткоин/Эфириум — это принципиально разные вещи, предупреждает и сам Центробанк.
47news на лету спросил отраслевых экспертов, что они думают о новой реальности от Центробанка. Нельзя сказать, что все они были ею воодушевлены.
Президента Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Юрия Припачкина слово «цифровой» не обманывает.
— Это же обычный электронный безналичный рубль. Просто у него иная технология передачи в электронном виде: через кошельки, с использованием блокчейна. Так как звучит слово «блокчейн», то и возникает такая ассоциация. Никакого отношения к криптовалютам цифровой рубль не имеет. Банк России эмитирует рубли и отражает их в наличном и безналичном виде. Цифровой рубль — это просто иная форма записи безналичного рубля. Вот и всё. Была безналичная проводка по счетам — электронный рубль, а теперь добавился цифровой.
— А мне-то, обывателю, что с него? — думал о себе корреспондент.
— Пока ничего. Нужна развитая инфраструктура для работы с цифровыми активами, а у нас её нет. Приучать граждан к цифровому рублю — не назвал бы эту задачу первоочередной. Начинать надо с внедрения такого рубля в бюджетном процессе, для контроля за платежами. Там он может быть эффективен и приемлем, например, с точки зрения «окрашивания платежей».
— Что такое бюджетная сфера, я могу представить, а что такое «окрашивание платежей»?
— Блокчейн даёт возможность уникального контроля за прохождением всех платежей. Например, выделяются из бюджета деньги на госзаказ — строительство моста. По идее, каждый бюджетный электронный рубль можно окрасить в свой цвет. И по всей цепочке прохождения платежей, по всем поставщикам, по этому цвету можно его отследить. Вплоть до обналичивания. Вот это эффективно. А непосредственно конкретному гражданину — ему всё равно, как к нему придут эти рубли, ему они не дают особого удобства. Но про эту технологию окраски мы ничего не знаем, Центробанк про неё ничего не говорит.
— Может, им, цифровым, на отдыхе за рубежом можно будет легче расплачиваться? Сейчас с этим у наших проблемы?
— А как он может улучшить ситуацию? Никак. Это же рубль, только эмитированный с помощью цифровой технологии. И проблемы у него такие же, как у обычного рубля. Кто-то его не принимает, а кто-то отказывается принимать.
— Но ведь цифровой рубль — это не что-то новое, у зарубежных стран тоже есть свои цифровые валюты?
— И при этом все сразу начинают говорить о цифровом юане. Но Китай такой юань рассматривает одним из элементов в общей цифровой системе, мы же рассматриваем цифровой рубль сам по себе. И цифровой юань служит как раз средством для контроля за бюджетными процессами. В нём выплачиваются зарплаты, собираются налоги, а у нас ничего этого нет, есть только знание, что у нас появился цифровой рубль.
В свою очередь директор по коммуникациям криптовалютной биржи Garantex Евгения Бурова в разговоре с 47news заметила, что по своей технической сути цифровой рубль — это криптовалюта, но криптовалюта государственная, а не независимая.
Её единственным эмитентом и оператором выступает Центробанк РФ. Кстати 90% центральных банков развитых стран мира либо уже внедрили цифровую валюту центрального банка, либо внедряют. Россия здесь среди лидеров.
— Каждая «копейка» любого цифрового рубля уникальна, так как имеет свой уникальный номер. Существует возможность в режиме реального времени отследить и даже проконтролировать, куда именно она была направлена. На зарплату сотрудникам, покупку канцелярских товаров или на оплату подозрительной услуги. Причем, в случае покупки той же канцелярии, можно увидеть, в каком именно магазине её приобрели. В такой ситуации сложно отправить деньги не по назначению. Соответственно снижается риск коррупции, мошенничества, нецелевого использования денежных средств.
По словам эксперта, цифровые валюты, с одной стороны, направлены на снижение коррупции, повышение прозрачности платежей, но, с другой стороны, они передают в руки регулятора полный контроль над деньгами, находящими в кошельках пользователей. Государство даже получает рычаги для обнуления отдельных единиц цифровой валюты, задействованных в преступлениях. Именно риски, связанные с таким беспрецедентным контролем и вызвали социальную напряженность и даже протесты против цифровых национальных валют в некоторых странах Европы и Латинской Америки. Особенно в странах, где уже ограничено обращение наличных денег.
— В России ситуация гораздо спокойнее, поскольку Центробанк не планирует выводить из оборота наличные и безналичные рубли. Логичным выглядит внедрение цифрового рубля в первую очередь в сферу госзаказа, грантов и социальной помощи, то есть в сферы, где контроль целевого использования средств уже ведется, и есть задача упростить этот контроль.
— А с точки зрения обывателя, меня? — 47news задал свой любимый вопрос.
— Цифровой рубль сложнее украсть. В том числе — технически возможно сделать так, чтобы бабушка просто не смогла перевести свою пенсию мошенникам. Для мелкого бизнеса широкое принятие цифрового рубля несет уменьшение неформальной сферы. Продавцам овощей и фруктов, мастерам маникюра придется выходить «в белую», то есть платить полагающиеся законом налоги, хотя бы на уровне налогов на самозанятость (5-6%).
— Есть Центробанк — регулятор, но есть и другие банки…
— В настоящий момент концепция цифрового рубля выглядит не слишком выгодной для банков, поскольку одна из задач новой формы денег — стимулировать потребление, а не накопление на банковских депозитах. Кроме того, цифровой рубль физически будет храниться на блокчейне Центрального банка, то есть обычные банки будут выступать только «витриной» для совершения платежей, цифровых рублей клиентов на их счетах не будет.
Александр Калинин,
47news
Контекст:
Цифровой рубль — третья форма национальной валюты, в дополнение к наличным (банкноты и монеты) и безналичным (деньги на счетах в банках, на картах). Чтобы пользоваться цифровым рублем, необходимо будет открыть специальный цифровой кошелек на платформе Банка России. Для его создания потребуется мобильной приложение. Цифровой кошелек появится в приложении банка в дополнение к счетам и картам. При этом сумма денег, переводимых в цифровые рубли, ограничена 300 тысячами рублей в месяц Один человек вправе иметь только один кошелёк.