Фото: Встреча гостей в галерее «Караваника».
Гости из Ломоносовского района Ленобласти побывали на открытии семейной галереи «Karavanika» в деревне Вистинского сельского поселения Кингисеппского района. Это новое творческое пространство местных гончарных дел мастеров Дмитрия Ткачёва и Ольги Ворониной. Их изделия, выполненные в традициях ижорской народной керамики, известны многим в 47-м регионе и вызывают восторг и восхищение.
Галерея «Karavanika» встретила гостей не только яркими самобытными работами Дмитрия и Ольги, но и почти театрализованным представлением в духе народа ижоры. Вот как одна из гостей описывает встречу с хозяевами «Караваники»: «Получив приглашение, недолго думая, собрались мы и отправились в дорогу дальнюю, а путь наш лежал в деревню Кошкино Вистинского поселения, что недалеко от Кингисеппа-города. Ехали мы ехали, деревню Мишино проехали: вот и поворот в заветную деревню Кошкино, а там и до «Караваники» рукой подать. Когда добрались, очутились мы в месте сказочном. Встретили нас хозяева добродушные Дмитрий и Ольга, предложили отведать взвар ягодный с дороги дальней. Утолили мы жажду, тут и остальные гости подтянулись. Перерезали ленточку красную под пение ижорских рун, и повёл нас Дмитрий в строение заветное, мастерской зовётся, где чудо-горн ижорский, им воссозданный по чертежам старинным, находится. Услышали мы историю, с чего началась «Караваника», и с глиной потом поработали: птичек слепили и на символическое дерево их посадили. Далее в залу пошли, а в ней – красота неописуемая: утварь глиняная с любовью сделанная. Не удержались мы, накупили и себе, и людям добрым в подарок. Здесь же хозяюшка Ольга пригласила нас трапезничать. Стол от яств ломился: пироги ижорские да пироги водские, мёд да варенья вкусные ароматные, чаи травяные с полей родных собранные. И всё собственного производства. Ольга к тому ж такой затейницей оказалась, конкурсы устраивала да задания гостям давала, чтоб не скучали, а победителей потом гончарными изделиями одаривала. Так, с гостеприимными хозяевами «Караваники» под ижорские и водские песни день наш и прошёл. Домой мы засобирались довольные: с покупками нарядными и впечатлениями незабываемыми». А накануне открытия новой галереи хозяева «Караваники» были участниками традиционного праздника ижорской культуры «Гостеприимный этот край». Первый такой праздник прошёл здесь несколько лет назад при поддержке комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям правительства Ленинградской области и его председателя Лиры Викторовны Бурак. Гости из Ломоносовского района, как и со всей Ленинградской области, тоже приехали нынче на этот праздник в деревню Вистино Кингисеппского района. В этом году он совпал с 30-летем местного музея ижорской культуры.
Ижора – прибалтийско-финский народ, издавна проживающий на восточных берегах Финского залива. Ижорский язык принадлежит к северной группе прибалтийско-финских языков. Впервые ижора упоминается во второй половине XII века в историческом документе – булле папы Александра III, написанном между 1164 и 1189 годами. С XIII века Ижора вместе с Древним Новгородом выступает в военных столкновениях со шведами и подвластным им племенем Емы. С 1270 года ижорские земли вошли в состав новгородской волости. Ижорская земля под названием Ингардия отмечена и в Ливонской хронике Генриха в 1221 году. В Скандинавии часто весь северо-запад называли Ижорской землёй или Ингерманландией. Когда в 1611 году Швеция овладела этой территорией, то за ней окончательно закрепилось имя Ингерманландия. За время столетней шведской оккупации многие ижоры покинули свои селения, а на опустевшие земли были переселены финские крестьяне. В 1721 году Петр I включил этот край в Петербургскую губернию Российского государства. Во время ревизии 1732 года в Ингерманландии насчитали лишь 14,5 тысячи «старожилов ижорян».
Ижорский музей начинался как народный. Когда-то именно ижора составляла большую часть населения этого региона. Недаром его территория на разных языках называлась Ижорской землёй, Инкери-маа или Ингерманландией. Сначала музей ижорской культуры открылся при рыбколхозе «Балтика», трудовая слава которого гремела по всей Ленобласти. Идея создания музея принадлежала Лидии Мефодиевне Белоус, первые экспонаты собирали вместе с Жанной Фёдоровной Степановой и Натальей Николаевной Чаевской. Наталья Николаевна была первым директором Ижорского музея. Сейчас им руководит Елена Ивановна Кострова. При музее сегодня создан гончарный центр «Сойка», где учит гончарному ремеслу всех желающих Дмитрий Ткачёв из «Караваники». А он, в свою очередь, учился у Николая Васильевича Подрезова, с которого и началось восстановление гончарного промысла – и оятского, и ижорского. И теперь на местном празднике «Гостеприимный этот край» поработать с глиной под руководством Дмитрия могли все желающие. Тут же вспомнили, что ижорская земля славилась своими гончарами, а гончарным центром была деревня Большое Стремление. По дороге на Вистино об этом есть указатель, а совсем недавно там поставили памятный знак гончарам. Как всегда, праздник «Гостеприимный этот край» на ижорской земле превратился в многоликую, разноцветную и весёлую ярмарку. Выбирай – что душе угодно. Хочешь, костюмчик себе справь национальный ижорский, хочешь – неповторимое украшение или сувенир купи, а рядом молочка отведай – хоть коровьего, хоть козьего, да не обычного, а монастырского. К молоку настоящие козы предлагались – монахи привезли в качестве выставочных экспонатов. Можно было и посытнее закусить – национальные ижорские блюда, особенно пироги, так к себе и манили. Прямо под открытым небом – музей на поляне, представляющий деревенский уклад ижорской жизни. Чугуны, бочки, косы и, конечно же, рыболовецкие сети, ведь ижоры, в основном, и были рыбаками. На мастеровой поляне между рядами с сувенирами и мастер-классами можно было прогулять весь день и не заметить. Но ещё и на Рыбацком берегу хотелось побывать, где подавалась традиционная ижорская уха и была коптильня.
Праздник ижорской культуры в Вистино получился познавательный и весёлый, потому что все улыбались и потому что целый день здесь звучала музыка, самая разная. Местный ансамбль «Сойкинские напевы», который создала ижорка по национальности Ольга Петровна Иванова, частый гость разных областных праздников. Ещё одним ижорским танцевальным коллективом «Сойкалайсет» руководит Дмитрий Харакка-Зайцев. Его участники восстанавливают бытовые танцы ижор. Зрители кружились в хороводах вместе с танцорами.
Елена Викторовна Ведайко создала в Вистино ансамбль кантелистов «Корела», без которого, конечно, не обошёлся нынче праздник ижорской культуры и который с удовольствием принимают слушатели в разных районах Ленобласти. Несколько рун на современный лад исполнила певица Марья Юльдине. На многих финно-угорских языках её имя означает «ягодка». Марья знает семнадцать языков, руны в рок-обработке исполняет на ижорском. Здорово получается. Звучали стихи ижорского поэта Владимира Андреева. Он же – староста деревни Косколово. Артисты фольклорного театра «Кагракару» центра коренных народов Ленобласти и кингисеппского ТЮЗа показали детям спектакли по мотивам финно-угорских преданий. И всё это многообразие на празднике «Гостеприимный этот край» в Вистино вертелось вокруг местного Ижорского музея – как главного виновника торжества, отмечающего своё тридцатилетие. Но не только. Как известно, в Ленобласти проходит год педагогов и наставников. Поэтому на празднике также особо чествовали местных учителей, возрождающих и сохраняющих традиционную ижорскую культуру. В их числе: гончар, учитель Николай Подрезов; художник-гончар, руководитель образовательной гончарной мастерской «Сойка» при Ижорском музее, основатель семейной гончарной мастерской «Караваника» Дмитрий Ткачёв; его подмастерье и ученица, мастер по изготовлению свистулек Виктория Полевикова; музыкант-наставник, руководитель школы кантелистов Елена Ведайко; воспитатель-репетитор детского ансамбля кантелистов Татьяна Крылова.
По данным академика П.Кёппена, в 1848 году в 222 селениях Петербургской губернии проживали 17800 ижор, а в соседней Выборгской губернии – ещё 689 человек. С конца XIX века численность ижор начала сокращаться. Значительный урон ижорскому народу и его традиционной культуре нанесла сначала коллективизация, а затем Великая Отечественная война. В 1937 году была прекращена всякая общественная деятельность на ижорском языке, закрыты национальные школы. В 1943 году большинство ижор немцы вывезли на работы в Финляндию, а после войны советская власть не разрешила им вернуться в родные деревни. Ижоры были выселены в Калининскую, Новгородскую, Псковскую и другие области. С мест высылки вернулись не все. В паспортах многих ижор записывали русскими, поэтому государственная перепись населения 1970 года отметила лишь 781 ижора, а перепись 1989 года – чуть более 200 человек. По данным последней переписи – 210 ижор. Но, несмотря на небольшую численность, этот народ не исчезает. Его представители поют, танцуют, вместе решают важные вопросы и поддерживают друг друга. А ещё они очень любят свою землю и свято чтут традиции своих предков.
М.Борисова.
Фото О.Дудоровой и из открытых источников.