Татьяна Прошкина
Эссе «МОЙ ГОРОД» написано почти двадцать лет назад.
Татьяна Васильевна Прошкина – выпускница ЛГУ, талантливый журналист. С 1980 года она работала в газете «Балтийский луч», прожила в городе Ломоносове более тридцати лет. Наш город стал для неё родным – и замечательна её фраза: «Город соразмерен человеку».
Татьяны Прошиной не стало 25 июля 2011 года – незадолго до празднования 300-летия Ораниенбаума-Ломоносова. Она похоронена на городском Иликовском кладбище. Помним её…
*****
Мой Город трудно полюбить сразу. Приезжающие сюда первый раз, видят его неухоженным, неуютным. Особенно поздней осенью и ранней весной. На лето Город покрывает себя травой, украшается бесхитростными цветами и видится уже другим. Закутанный в зеленый плащ, он хорошеет, молодцевато подмигивает серым глазом залива, приглашая к неге и расслабленности.
Стоит приехать сюда несколько раз, а лучше – пожить хоть немного, разделяя все радости и невзгоды жизни, как начинаешь видеть Город другим. Те же улицы, дома, прохожие. Но все наполняется чувствами, ощущениями, эмоциями.
Город добрый. Он щедро дарит свое очарование всем. Надо только увидеть и оценить этот дар.
В моем Городе всегда солнечно и просторно. Он взобрался на некрутой прибрежный склон Маркизовой лужи и через верхушки деревьев заглядывает в залив, пытаясь увидеть свое отражение.
В моем Городе всегда тепло. Даже если мороз или слякоть. Если идет снег или дождь. Город всегда согреет теплым взглядом случайного прохожего, неожиданной радостной встречей.
Здесь есть все, что мне нужно, чего бессознательно жаждет моя душа, утомляясь от однообразия унифицированных новостроек и обширных площадей.
Богатое разнообразие пространств – вот что отличает мой родной город. Здесь есть ухоженные и отлично обустроенные улицы. Обширные заброшенные пустыри. Огромный старый парк. Маленькие уютные скверы. Есть тенистые и солнечные места. Есть веселые, прогретые солнцем пригорки и влажные сумрачные уголки. Есть быстрые речки, ручейки и спокойные пруды. На пустырях весной самозабвенно поют соловьи, и пахнет сначала черемухой, потом сиренью.
Самое главное, что в нем есть – это его человечность. Город соразмерен человеку. Интимность, человечность, сомасштабность – именно этим отличаются лучшие творения зодчих прошлого и настоящего. Они соотносятся с человеком, и рядом с ними чувствуешь себя любимым творением божьим.
Здесь не потеряешься ни физически, ни морально, ни психологически. Тебя не подавляют громады зданий, не удручают просторы улиц, не сминает нескончаемый поток несущихся автомобилей.
Здесь привычно милые и близкие человеку невысокие дома дают ощущение спокойствия и разумного устройства жизни. Этого в достатке можно найти в старой части Города, сохранившей свою целостность, несмотря на все преобразовательные усилия властей.
Сюда хочется возвращаться после путешествий, особенно долгих. На диком и прекрасном острове Тенерифе, на благословенных Канарах, сидя на берегу синего-синего океана, я плакала, чувствуя себя совершенно потерянной, потому что уже полгода была так далеко. От кого? От чего? От Поля дураков, где летом живут бомжи и гуляют собаки? От покосившихся дощатых заборов и заросших лопухами улочек? От старых тесных дворов, похожих на коммунальные кухни, где все всё знают друг о друге?
Да, и от них тоже. Потому что они – часть моего Города, а значит, и меня. И без этого мне трудно жить. Когда я далеко, мне остро не хватает видов, форм, запахов моего Города, которые вместе дают ощущение жизни. Они составляют притягательность этого одновременно тесного, обжитого и свободного простора, его очаровательного разнообразия.
И дикое поле в центре нашего Города мне милей самого прелестного уголка Нью-Йорка – Центрального парка, окруженного, как стеклянным забором, частоколов небоскрёбов. Или кукольно хорошеньких маленьких городов центральной Германии, сохранившихся едва ли не со средневековья, изобильно украшенных розами. Там хорошо, приятно глазу. Там комфортно телу. Но почему-то необъяснимая тоска среди этой красоты и экзотики разбирала меня уже через несколько месяцев.
Город мне дает всё, что необходимо. Он – моя вселенная, населенная людьми, собаками, мудрыми деревьями, тихой травой. Здесь живут люди, умеющие рисовать омуты, писать прекрасные стихи о душе и о вечности, растить талантливых детей, разводить на балконах красивые цветы, понимать язык звезд. Здесь живут великолепные врачи, умелые менеджеры, успешные предприниматели. У меня нет особых талантов. Но я встречаю людей, у которых их в избытке, восхищаюсь ими и могу рассказать о них другим.
Я долго принимала Город, привыкала к нему. Сюда привела меня судьба. Здесь родились и выросли мои дети. Здесь я начинала понимать, что такое жизнь, возмущалась её кажущейся несправедливостью, нечестностью, неравенством, жестокостью, бездушием. Это были неприятные, но необходимые уроки. Здесь я стала воспринимать всю непостижимую мудрость бытия, его вечную красоту. В этом мне помогал Город. Он дарил озарения, встречи с истиной вечной, он посылал виды красоты.
А какие в Городе бывают красивые рассветы и закаты! Однажды осенью, когда солнце встает довольно поздно, у меня случилась целая неделя прекрасных рассветов. Каждый день они были разные. Цветовая симфония красок разворачивалась передо мной, когда я шла на работу от голубого Казначейства до типографии. За эти несколько минут небо на востоке неуловимо менялось, каждый миг становясь другим. И эта красота тоже осталась во мне навсегда.
Наш Город расположен в особенном месте. Я не раз замечала, что тучи, приближаясь к нему, тают, рассеиваются, а потом, удаляясь, вновь собираются и клубятся, тёмные и угрюмые. Как будто над Городом стоит какой-то невидимый энергетический столб. Некоторые его ощущают физически, подпитываясь этой неведомой энергией. Может, поэтому в моем Городе столько интересных необычных людей. Они особенные. Они могут быть яркими личностями, полными разнообразных идей о переустройстве мира и путях скорейшего достижения всеобщего счастья, или, наоборот, пьяницами, неучами, замороченными бытом. Но в них всех живет душа Города, который я люблю, и который отвечает мне взаимностью.
Может, вы видите Город другим. Вы не любите его, не знаете, он вас не греет. Но не спешите обвинять и ругать его. Загляните в свою душу. Есть ли там свет, любовь, доброта и красота.
Подготовила О. Бардышева
Постскриптум
1. Я была едва знакома с Татьяной Васильевной Прошкиной. Вопреки общим интересам, мы редко «пересекались» на просторах города, района и «Балтийского луча».
2. Текст Т. Прошкиной «МОЙ ГОРОД» был опубликован прижизненно – в кн.:
Прогулки по Ораниенбауму: 60 лет без войны / Сборник работ участников конкурса «Есть город золотой». Вып. 2. Ломоносов, 2006. С. 51-54 ( также приведены сведения об авторе: С. 105-106)