Home 47 регион От Юханнуса до Ивана Купалы

От Юханнуса до Ивана Купалы

0 comment

Праздник Ивана Купалы не остался без внимания в Ломоносовском районе Ленинградской области. В рамках проекта «Университет третьего возраста», который воплощает в жизнь районная некоммерческая организация «Анна», получив гранд губернатора 47 региона, его отметили слушатели курса «Краеведение». Экскурсию на природе в Пениковском сельском поселении провела директор некоммерческой организации «Центр развития сельских территорий «Преображение», руководитель народного культурно-исторического музея «Пеники» Вера Медведкина.

Получился активный семейный отдых с пикником на свежем воздухе после трёхкилометровой пешеходной экскурсии до реликтового камня «Бизон» по верхней части дороги на деревню Сойкино – «Заманиловке». А по пути Вера Евгеньевна рассказала об истории этого края и заселении этих земель разными народами – от саамов до русских переселенцев двадцатого века, а также о праздновании дня Ивана Купалы. Камень «Бизон» в лесу на территории Пениковского поселения Ломоносовского района был жертвенным местом у саамов – народность угро-финской языковой группы, живших здесь до седьмого века нашей эры и ушедших потом отсюда за Полярный круг. Затем на эти земли пришли вожане, ижоры, кореллы, русские-новгородцы. Во времена смуты 17 века здесь появились ингерманландские финны, шведы, прибалты и другие финно-угорские народности. Их обычаи и традиции – от древности до современного сообщества – и сегодня соблюдают представители малых финно-угорских народностей, живущих в Ленобласти, в том числе и в Ломоносовском районе. Первые русские деревни Светлейшего князя Меншикова, появились на Броннинской мызе в 1708 – 1712 годах. И владел он ими до 1727 года. Сегодня это деревни Верхняя и Нижняя Бронка, московские переселенцы-садоводы и огород Ники. На историческом маршруте слушатели «Университета третьего возраста» также узнали историю образования Пениковского выступа в ледниковый период. Как рассказала Вера Евгеньевна, и у славян, и у финно-угорских народов, к которым относятся водь, ижоры и вепсы, день Ивана Купалы – это народный праздник, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. И все эти народности отмечают его практически одинаково: жгут костры, купаются, на рассвете собирают лечебные травы. Мужчины ищут заветный цветок папоротника, а девушки плетут венки из четырёх трав: чебреца, лопуха, Иван-да-Марьи и медвежьих ушек. По преданию, все эти цветы имеют волшебную силу, пустив их в венке по воде, нужно загадать желание и можно узнать своё будущее. Накануне праздника в деревнях топили бани, где потом парились особым веником, который был собран из двенадцати веточек и полевых цветов.

Так как на территории Ленинградской области сегодня проживают представители всех малочисленных народов, о которых рассказала директор музея «Пеники» Ломоносовского района, то и праздники они отмечают вместе. Праздник Ивана Купалы в этом году прошёл практически во всех районах Ленинградской области. Так, у потомков ингерманландских финнов, веками населявших гатчинскую землю в Ленобласти, Иван Купала – это главный летний праздник, который у них называется Юханнус. Каждый год в нём участвуют ингерманландские, финно-угорские и русские творческие коллективы из Гатчинского района, Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Нынче он проходил на Лялином лугу в посёлке Сиверский Гатчинского района, куда съехалось множество гостей, как говорится, со всех волостей, в том числе и из Ломоносовского района. Было весело, вкусно и очень красиво. Также, как и у славян на Ивана Купалу, на Юханнус, по традиции, у финно-угорских народов принято разжигать костры, петь песни до утра, одеваться в праздничные наряды или красочно вышитые национальные костюмы и плести венки. Основные символы праздника – огонь, вода и растения. Огонь олицетворяет жаркое летнее солнце, и через него нужно прыгать, чтобы год был удачливым. А можно, также на счастье и удачу, просто пустить по реке венок из полевых цветов. И самое главное – не забыть загадать желание. Праздновать Юханнус в Ленинградской области начали с 1989 года. На первых таких праздниках ингерманландских финнов в Гатчинском районе гостей было не более двух тысяч человек. Сегодня же областной Юханнус собирает вдвое больше участников. Лялин луг на реке Оредеж – очень живописное место в Гатчинском районе. Поэтому он не случайно выбран для проведения такого же красивого мероприятия, как народное гуляние на Юханнус.

Саамы, или лопари, как русские называли в старину все народности, жившие по берегам Ладожского озера и в Лапландии, – это малочисленный финно-угорский народ. Первое упоминание о нём встречается в новгородской летописи в 1216 году. По мнению учёных, саамы – народ, который ведёт свою родословную от самого древнего населения Северной Европы. Предки саамов пришли на север из Западной Европы 10-11 тысячелетий назад. На север они начали мигрировать под натиском славянских и других финно-угорских народов. Саамы России после развала Советского Союза добились для себя статуса коренного малочисленного народа. Сегодня в России проживает около двух тысяч саамов.

На Лялином лугу в этом году, впрочем, как и всегда, получился настоящий этнографический праздник: пёстрый от красочных национальных костюмов, живописный от изумрудной зелени трав и деревьев, от разноцветных венков, которые девушки плели на поляне под звуки народной музыки. На импровизированной сцене выступали фольклорно-этнографические коллективы из Гатчинского района, Ленобласти и Петербурга – более двадцати ансамблей. Конечно же, не обошлось без финских народных игр – метали сапоги и забивали гвозди, как учил всех желающих известный спортсмен Вильё Остонен. Развлекательная программа и аквагрим – для детей, мастер-классы, фотозоны, национальная кухня с разнообразными вкусностями и торговые ряды – для всех гостей праздника. На радость и маленьким, и взрослым можно было по-настоящему подоить бурёнку Зорьку, хоть и сделанную из фанеры. День Ивана Купалы, или Юханнус, или день летнего солнцестояния – можно по-разному называть этот праздник, который вот уже несколько лет подряд в Гатчинском районе организует местное общество «Инкери-Сеура» при помощи местных властей и районного руководства. Председатель общества «Инкери-Сеура» Валерий Тойко называет ингерманландских финнов народом, который много веков живёт на этих землях и крепко сдружился со всеми другими народами, населяющими Ленинградскую область. «Мы живём дружно, мирно, сообща», – говорит он. А председатель областной ижорской общины «Шойкула» Дмитрий Харакка-Зайцев добавляет: «Когда нужно работать, мы работаем – и ижора, и водь, и ингерманландские финны, мы известны своим трудолюбием, а когда можно и нужно отдыхать, мы отдыхаем очень хорошо, потому что хорошо работали». Праздник ингерманландских финнов Юханнус отметили нынче и на хуторе «Милка» в посёлке Кузнечное Приозерского района Ленинградской области. Как водится, вспоминали о традициях финно-угорских народов – ижор, води, вепсов, на поляне водили хороводы, пели песни, играли в национальные игры. А вечером на озере пускали по воде сплетённые из разнотравья венки, слушали народную музыку и вели душевные разговоры у костра за чаем, обязательно из травяных сборов. В организации праздника на Юханнус в Приозерском районе помогали волонтёры, также приехавшие сюда со всей Ленинградской области и из Петербурга.

Иван Купала — один из самых таинственных и необычных народных праздников, который ведёт начало с древних времён, с ним связано множество примет, обычаев и суеверий. Обряды на Ивана Купалу связаны с двумя природными стихиями – огнём и водой. Не случайно в ночь на Купалу костры разжигали по берегам рек, используя при этом «живой» огонь, получаемый путём трения. У купальских костров собиралась молодёжь и разворачивались гулянья. Чтобы приобрести удачу и крепкое здоровье, девушки и парни поодиночке или парами прыгали через огонь. В костёр бросали рубашку больного ребёнка, чтобы вместе с ней сгорела его болезнь. Матери проносили над костром детей в надежде на целебную и очистительную силу огня. После купальской ночи пепел от костров рассеивали по хлебным полям и огородам. Другие названия дня Ивана Купалы: Иванов день, Иванщина, Купала, Колосок, Ярило, Сонцекрес, Купайло, Иван-травник. Этот день считался временем откровения тайн природы. Люди верили, что в ночь на Ивана Купалу небеса и земля растворяются, звезды спускаются на землю, а солнце останавливается. Растения и животные в это время обретают возможность говорить, а вода перестаёт волноваться, замирает и становится целебной.

М.Володина.

Фото В.Медведкиной и из открытых источников.

Танцы ингерманландских финнов на празднике Юханнус в Гатчинском районе Ленобласти.
На празднике ингерманландских финнов Юханнус в Гатчинском районе Ленобласти
Импровизированная сцена на празднике Юханнус на Лялином лугу.
Жертвенный камень саамов «Бизон» в Пениковском поселении Ломоносовского района.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика