Ко дню реставратора, который отмечается в России первого июля, был приурочен пресс-тур, посвящённый открытию после двухлетней комплексной реставрации павильона «Эрмитаж» в государственном музее-заповеднике «Петергоф». На мероприятии побывала корреспондент газеты «Балтийский луч».
Об итогах реставрации экстерьеров павильона журналистам рассказали временно исполняющий обязанности генерального директора ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков, начальник экспозиционной службы музея-заповедника Нино Вахания, заведующий сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» Елена Секарева, главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Иван Лебедев. Выступающие подчеркнули, что фасадам «Эрмитажа» вернули исторический цвет XVIII века – «цвет, близкий к апельсиновому», как писал известный архитектор XX века А.А.Кедринский. Также отреставрированы кронштейны балконов и сами балконы. В результате реставрационных работ был восстановлен исторический облик павильона Эрмитаж XVIII века.
Одним из главных достижений реставрации, по мнению спикеров, является то, что ров вокруг павильона вновь заполнен водой, как и задумывалось изначально по историческому проекту. Двести лет со дня существования «Эрмитажа» в Петергофе ров был сухим. И только в 1971 году впервые его наполнили водой, но вскоре вынуждены были отказаться от этой идеи, потому что влага стала проникать в подвальное помещение. «Эрмитаж» страдал от сырости, начиная с момента своего создания. Главной задачей реставрационных работ, проводимых в 2021-2023 годах, стало устранение этой проблемы. Подпорные стены рва выложены кирпичом, частично сохранившимся с XVIII века. В нижней части стены рва облицованы гранитными плитами, запечатанными свинцом. Стилобат проработан гидроизоляционным раствором. Отремонтирован магистральный колодец водоподводящей трубы. Появилась возможность регулировать уровень подъёма воды. Во время реставрационных работ были обнаружены интересные образцы исторических кирпичей, выполненных вручную, и сваи из лиственницы, которые ранее были установлены в фундаменте павильона. Площадка вокруг здания – стилобат – выложена плитами из путиловского известняка, достаточно долговечного строительного материала. Кордонный фигурный камень наружных стен выполнен из доломита. Лоток канала укреплён мощением из булыжного камня. По рву проложен коллектор из чугунных труб с выходом в Финский залив, по которому он наполняется водой из фонтана «Ева». Через ров перекинут отреставрированный мостик из лиственницы. Реставрационные работы проведены ООО «Профиль» (генеральный директор В.А.Соловьёв) под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф» под руководством А.Ю.Широкова.
Проведена огромная работа по реставрации живописного убранства павильона. Первоначальная коллекция «Эрмитажа» состояла из восемнадцати полотен, из которых на сегодняшний день сохранилась одна картина – «Чаша Диогена» голландского художника XVII века Николаса Розендаля. В середине XVIII века приказом Елизаветы Петровны стены «Эрмитажа» по проекту Франческо Бартоломео Растрелли были украшены картинами в шпалерной развеске. Картины располагались вплотную друг к другу, их разделял лишь золочёный багет. Сегодня в шпалерную развеску включены 124 картины, многие из которых были отреставрированы. Внимательное и тщательное изучение живописи привело к новым открытиям. Например, полотно «Стадо коров на пастбище» после реставрации было атрибутировано как произведение немецкого художника XVIII века Иоганна Фридриха Вейча.
Небольшое здание на берегу Финского залива было построено по приказу Петра I и является первым «Эрмитажем» в России. Первый русский император подсмотрел идею в Европе. Но это не был бы Пётр, если бы он просто остановился на копии. Он пошёл дальше в задумке создать такое уединённое место, где можно было бы узким кругом приближённых пообедать и пообщаться, говоря современным языком, «без галстуков», без слуг, лишних глаз и ушей. Он приказал разработать подъёмный стол, который с помощью механизмов поднимался с первого этажа полностью сервированным, уставленным всевозможными блюдами и напитками. Помимо этого каждая тарелка могла опускаться вниз с заказом блюда для каждого из гостей. Изначально в павильоне не была предусмотрена лестница, подъёмными механизмами гостей доставляли в кресле сразу на второй этаж. Так продолжалось вплоть до времён Павла I. Когда он однажды обедал здесь с семьёй, трос оборвался и пришлось эвакуировать царских особ по лестнице, приставленной к окну второго этажа. После этого случая император распорядился построить лестницу внутри здания. Петергофский «Эрмитаж» ввёл в России «моду на уединение» и традицию возводить подобные сооружения. Из всех дворцов Нижнего парка павильон «Эрмитаж» наименее пострадал в годы Великой Отечественной войны и стал первым петергофским послевоенным музеем, открывшим свои двери для посетителей в 1952 году. «Эрмитаж» в Петергофе открыт ежедневно с 10.30 до 18.00, кроме вторника (выходной день). Вход в музей до 17.00, кассы работают с 10.30 до 16.55. Музей закрывается во время дождя и при повышенной влажности, в связи с чем билеты продаются только в кассах музея в день посещения. Также есть возможность посещения по пушкинской карте – билеты приобретаются онлайн на официальном сайте музея. Сеансы демонстрации подъёмного стола – по субботам и воскресеньям, в праздничные дни в 12.00, 13.00, 14.00, а также по предварительной заявке на организованную группу до десяти человек.
И.Сибирякова.
Фото автора.