День работников морского и речного флота– профессиональный праздник моряков и речников России. Отмечается он ежегодно в первое воскресенье июля.
Учреждён праздник Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-X и впервые праздновался 5 июля 1981 года.
Как мы знаем, издавна существовал День Военно-Морского Флота, который широко и красочно отмечали военные моряки. Моряки торгового флота к нему периодически пристегивались, но никогда не считали День ВМФ своим праздником. Их как бы всегда обходили стороной, они себя считали лишними на празднике военморов. Хотя вклад моряков торгового флота в развитие страны, её экономики, повышение её обороноспособности был значителен и по многим показателям ничуть не уступал ВМФ. Просто у них были разные функции и разные задачи.
Ещё в 1920-е годы было создано Акционерное общество «Советский торговый флот» («Совторгфлот»), в ведение которого вошли все транспортные суда, принадлежащие различным ведомствам и организациям, все порты, судоремонтные заводы, учебные заведения и сеть обслуживающих предприятий. К 1 января 1925 года под красным флагом «Совторгфлота» ходили 128 пароходов, а в 1941 году – уже 870 судов.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов транспортные суда совершали тысячи рейсов по внутренним и внешним коммуникациям, подвергаясь атакам кораблей, авиации и подводных лодок противника, участвовали во многих десантных операциях. Значительная часть их после соответствующего дооборудования выполняла боевые задачи в повседневных боевых действиях в составе судов военно-морских баз. За годы войны советский транспортный флот перевез около 100 миллионов тонн необходимых стране и фронту грузов. 13 900 тружеников моря получили боевые награды.
В войну гражданский флот потеряла 380 судов, больше, чем ВМФ. Было разрушено более ста портов и портопунктов, много судоремонтных заводов. Но уже в 1965 году морской транспортный флот СССР составил 1187 судов и вышел на шестое место в мире. Он стал главным видом транспорта во внешнеторговых перевозках. Грузовые и пассажирские линии и рейсы связали страну со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки, транспортные суда совершали длительные плавания на Кубу, во Вьетнам, в Австралию и Новую Зеландию, а также к шестому материку – Антарктиде.
Не менее важным для России является и внутренний водный транспорт. Во многие регионы РФ, особенно Сибири. Дальнего Востока и Крайнего Севера добраться можно только по рекам, завести продовольственные и хозяйственные грузы можно только речными теплоходами в краткий период летней навигации. По протяженности (101,5 тысячи километров) внутренние водные пути практически в два раза превышают федеральные автомобильные дороги. Кроме того, речники – это не только плавающие речные суда, это и судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, промышленные предприятия, судостроительные заводы и туристические компании.
Так что с праздником вас, дорогие работники морского и речного флота! Справедливость в своё время восторжествовала, и вы получили свой профессиональны праздник. И отмечать его надо ещё более широко и ярко, чем День ВМФ. Ведь в море моряки торгового флота проводят на несколько порядков больше времени, чем военные мореманы. А профессии моряка торгфлота не менее опасна, чем служа на корветах, фрегатах, подводных лодках. Ведь от моря не знаешь, что и ждать, оно лукаво и непредсказуемо вообще.
Основой процветания и развития морского и речного флота России является труд, высокая квалификация, бесценный опыт работников отрасли. В День работников морского и речного флота чествуют речников и моряков торговых и пассажирских судов и ледоколов, судоремонтников, работников многочисленных портов и гидротехнических сооружений, спасателей, преподавателей морских и речных вузов, ветеранов-водников.