Фото: Кусочек стекляруса, найденный на месте фабрики в Усть-Рудице.
Многим известна фраза Александра Сергеевича Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны». Она вырвана из контекста и давно пошла гулять по белу свету. Первоначально же Пушкин в «Путешествии в Арзрум» в 1836 году писал: « Как жаль, что Грибоедов не оставит своих записок. Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». Впоследствии часть россиян стала считать эти слова Пушкина чуть ли не приговором русскому народу, мотивируя это тем, что Пушкин – гений и всегда бывал во всём прав. Может быть, в чём-то и прав. Только не надо обобщать, да простит меня классик – есть среди нас и любопытные, и неленивые, которые будоражат остальных граждан, открывая удивительное рядом.
Вот кто не знает, что город Ораниенбаум и Ораниенбаумский район были переименованы в 1948 году в Ломоносов и Ломоносовский район потому, что известный русский учёный Михайло Ломоносов создал XVIII веке в своей усадьбе Усть-Рудица уникальное производство цветного стекла и смальты. Что многие смальты были использованы при оформлении интерьеров Китайского дворца в парке Ораниенбаума. Об этом знают если не все, то многие. Как и о том, что Усть-Рудицкая усадьба была – и нету её. Но вот только не все соглашаются с тем, что не осталось следа от уникального наследия русского учёного на ломоносовской земле. Они ищут и находят, и делятся своими находками и открытиями со всеми, кому интересна история края, где он живёт.
Именно любопытство и поиск ответа на вопрос – неужели наследие великого учёного не нашло своего продолжения в дальнейшем производстве цветного стекла в России и кануло в лету – объединили усилия кандидата химических наук доцента московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Андрея Дроздова и краеведа Андрея Хвальского. Они задались вопросом найти места стеклянных заводов на территории Ленинградской области, которые работали параллельно с Усть-Рудицкой фабрикой и даже раньше, чтобы установить, существовала ли между ними связь . И это им удалось – определить местонахождения стекольных заводов XVIII века в Ямбурге, Жабино, в Назии. Впервые установлено местонахождение стеклянных заводов на реке Лава. Сегодня мы представляем научный взгляд на эти находки Андрея Анатольевича ДРОЗДОВА:
«В тех местах Ленинградской области, где ранее располагались стекольные заводы и фабрики, местное население и краеведы до сих пор находят остатки стекла и фрагменты изделий. Весенняя почва, пропитанная влагой, постепенно выдавливает их на поверхность земли. Коллекция таких находок, собранная известными краеведами Андреем Хвальским и Оксаной Андрейчук на месте, где находилась Усть-Рудицкая фабрика цветного стекла, основанная выдающимся учёным М.В.Ломоносовым, представлена в народном музее «Форт Красная Горка», расположенном в Ломоносовском районе Ленинградской области. В отдельной витрине здесь хранятся находки, привезённые из Назии. Там, в Приладожье, находился знаменитый стеклянный завод, основанный в 1755 году с целью производства как зелёного, так и белого, то есть бесцветного, стекла для нужд императорского двора и на продажу. По-видимому, сюда перешли мастера с Лавинских заводов, которые к этому времени прекратили своё существование. Завод в Назии построили вдоль левого берега реки. Рядом с заводом была построена слобода, в которой проживали мастеровые. Известно, что часть построек завода были каменными, а его территория, прямоугольная в плане, имела ограду и была окружена канавой, заполненной водой и соединявшейся с рекой. Такие меры предосторожности были приняты после того, как на заводе произошёл пожар, уничтоживший целый ряд построек и разрушивший плавильную палату, в которой помещались печи. В деревянном амбаре выдували муштраны – большие цилиндры, которые разрезали и раскатывали на медной доске, получая оконное стекло. Выдуть тяжёлый муштран могли только самые тренированные мастера. Здания завода не сохранились, однако при внимательном разглядывании спутниковых снимков периметр завода прочитывается и сейчас. В 1777 году завод был передан в «вечное потомственное владение» князю Г.А. Потёмкину, который в 1780-1783 годах перевёл производство в местечко Озерки на окраину Санкт-Петербурга. С тех пор стекло в Назии не производили.
Жители Назии при строительстве домов и возделывании огородов часто находят осколки стёкол и фрагменты плавильных горшков. Фрагменты зелёного и жёлто-коричневого стекла, выплавляемого из золы и песка, свидетельствуют о том, что на заводе производили тарное стекло, из которого выдували бутыли, штофы и другую посуду, использовавшуюся для хранения жидкостей. Именно это производство, по-видимому, и было перенесено в Назию с реки Лава. Среди назинских стёкол встречаются и бесцветные, сваренные на поташе. Из такого стекла изготавливали посуду, которой сервировали стол. Часть выдутых на Лаве изделий отправляли на Фонтанку в Петербург, где их гранили и украшали гравировкой. Для литья зеркал в стекломассу добавляли свинец, который понижал её вязкость и облегчал процесс выработки.
Особенно интересны найденные на месте завода высокосвинцовые стёкла. Помимо бесцветного хрусталя, на нём производили и цветное свинцовое стекло самых различных оттенков – синее, лиловое, зелёное, аквамариновое, а также белое – так называемую «костяную материю». В русском стеклоделии середины XVIII века свинцовое стекло неизвестно. Его не производили ни на казённых заводах, расположенных в Санкт-Петербурге на реке Фонтанке и на реке Лава в Шлиссельбургском уезде. Цветные свинцовые хрустали производили на английских заводах, но контактов с ними у русских мастеров не было. Лишь в 1783 году мастер Ефрем Карамышев был отправлен в Англию для обучения мастерству стеклоделия. Однако ко времени его возвращения завод уже располагался в Озерках. Откуда же узнали назинские мастеровые секреты изготовления свинцового стекла и приёмы окрашивания его в разные цвета?
Известно, что разработкой составов цветных смальтовых стёкол, начиная с конца 1740-х годов занимался выдающийся русский учёный М.В. Ломоносов, сначала в организованной им на Васильевском острове в Санкт-Петербурге химической лаборатории, а затем и на основанной в деревне Усть-Рудица стеклянной фабрике. В 1752 году к нему был прикомандирован ученик канцелярии архитектуры Пётр Дружинин для освоения приёмов варки цветных стекол. Возможно, что первые опыты по варке цветных свинцовых стёкол Дружинин ставил ещё на заводе на реке Лава, где обнаружены единичные образцы цветного свинцового стекла. С 1753 по 1773 год он работает мастером по составлению материи на заводе в Назии, внедряя в производство рецепты, разработанные Ломоносовым. Сделать это было непросто, так как Ломоносов для составления материи использовал уже готовые полуфабрикаты – «фритты», которые представляли собой фактические недоваренные стёкла. Смешением двух «фритт», лишь одна из которых была свинцовой, и добавляя в приготовленную таким образом шихту красители, которыми служили оксиды металлов, он добился широкой цветовой палитры, насчитывающей сотни различных оттенков. Ассортимент цветных стёкол завода в Назии был беднее, но всё равно происходил по количеству «колеров» знаменитое английское бристольское стекло. В составах цветных свинцовых стёкол Усть-Рудицы и назийском стекле оказалось много общего. Находки, сделанные на месте Назийского стеклянного завода, несмотря на их фрагментарность, позволяют сделать важные выводы о развитии русского стеклоделия в XVIII веке. Они ещё раз доказывают важную роль Михаила Васильевича Ломоносова в создании рецептур цветного стекла, изделия из которого до сих пор украшают дворцы Петербурга и его пригородов. Однако не все загадки ещё удалось разрешить. До сих пор неясно, производили ли в Назии знаменитый «золотой рубин» – красное стекло, окрашенное золотом. Или его производство началось уже после перевода завода в Озерки? Хотя впервые русский «золотой рубин» был получен Ломоносовым ещё в середине XVIII века. В Назии он пока не обнаружен. Возможно, это объясняется тем, что такое ценное стекло настолько берегли, что в ход шли даже его отходы. Изучение назийского стекла продолжается».
Подготовила И.Сибирякова.
Все находки – из коллекции народного музея форта «Красная Горка».
Продолжение следует.