Главная Наш край Ораниенбаум –в двойном кольце

Ораниенбаум –в двойном кольце

Автор: Балтийский луч
0 Комментарий

Окончание. Начало в  № 18 от 12 мая 2023 года, №20 от 19 мая 2023 года№22 от 2 июня 2023 года, №23 от 9 июня 2023 года

Фото: Ораниенбаумская милиция.

С первого сентября начала работать «парковая» школа в помещении Картинного дома, расположенного в Нижнем парке Ораниенбаума. В школе обучались 158 человек с первого по седьмой класс. С первого сентября учащиеся 5-7-х классов работали на пришкольном участке и в подсобном хозяйстве детского дома. В городе не хватало рабочей силы, поэтому решением исполкома горсовета занятия старших классов отложили до 15 октября. Начальные классы принимали участие в уборке урожая. Силами ребят уборочная была завершена в срок. С 22 октября до 1 ноября 1942 года школа была закрыта в связи с возобновившейся эвакуацией населения. После эвакуации были вторично скомплектованы классы с первого по седьмой на 113 учащихся. В пионерской организации школы было 42 пионера. В начальной школе – 26 октябрят. В школе работали 20 учителей. Помимо работы с детьми они были распределены по домоуправлениям для проведения агитационной работы среди населения. Только в 1942 году измученные голодом люди провели 183 беседы и прочитали 14 докладов. Семь учителей работали в качестве контролёров в магазинах леноблторга и столовых, три учителя ежедневно дежурили в детской столовой. Учителя принимали участие в организации эвакуации населения и его паспортизации, работали при городском отделе образования в группе по выявлению и обследованию безнадзорных  детей. О работе этой школы подробно рассказал в своей книге «Школа в двойном блокадном кольце» её воспитанник житель города Ломоносов В.Г. Серебряков. Несмотря на тяжёлые условия, учебная программа по всем классам за 1942-1943 учебный год была выполнена полностью. Средняя успеваемость за год составила 92, 5 процента. В следующем учебном году был открыт 8-й класс. Не хватало учебников, не хватало учителей-предметников, однако учащиеся не только осваивали учебную программу, но и работали на полях своего подсобного хозяйства, ремонтировали мебель, инвентарь, выступали с концертами в госпиталях, встречались с героями-фронтовиками, готовили подарки защитникам плацдарма – вязали носки и рукавицы, вышивали кисеты, рисовали открытки.

В тяжелейших условиях работали медики. В 1941 году в Ораниенбауме работали больница на 90 коек – в военное время количество коек сократилось вдвое, поликлиника, женская и детская консультации и три медицинских пункта. В больнице функционировали хирургическое, терапевтическое, родильное, гинекологическое, дифтерийно-скарлатинное отделения и «скорая помощь». В поликлинике работали хирургический, терапевтический, зубо-врачебный, кожно-венерический, физио-терапевтический и рентгенологический кабинеты. В военное время из-за обстрелов поликлиника из деревянного здания была переведена в каменное здание. Медицинские учреждения оказывали помощь гражданскому населению и военнослужащим. В тяжелейшие блокадные годы медики проводили вакцинацию населения против дифтерии и брюшного тифа, поголовный медицинский осмотр и санитарную обработку всех людей, живущих в подвалах. В четвёртом квартале 1941 года в результате артобстрела большинство зданий городской больницы было выведено из строя. Временно все отделения больницы разместили в одном уцелевшем здании. Медики работали в тяжёлых бытовых условиях – не было дневного света, так как окна закрыли досками для защиты от осколков снарядов. Были перебои с электроэнергией и подачей воды, в палатах наблюдалась большая скученность больных, больные получали скудное питание. Для расширения больницы уже к январю 1942 года в двух соседних зданиях был проведён ремонт: отремонтированы инфекционное отделение, терапевтическое, приёмный покой, оборудованы санпропускник и механическая прачечная. В 1943 году в больнице работали два врача – хирург и хирург-гинеколог, два фельдшера, восемь медсестёр, двенадцать санитарок. Перебоев со снабжением медикаментами и перевязочными материалами не было. В 1943 году в родильном отделении были 62 роженицы. Две из них разрешились двойнями, двум роженицам оказали хирургическую помощь – кесарево сечение, у двух женщин родились мёртвые дети. Всего по отделению прошло 64 новорождённых, из них 2 мёртворождённых, 7 недоношенных. Остальные дети родились с большим весом и совершенно здоровые. В городской поликлинике прекратили работу физиотерапевтический и рентгенологический кабинеты из-за невозможности ремонта после артобстрела и отсутствия специалистов. Когда отключали электричество, врачи принимали больных при коптилках. Фельдшеры Борисова, Молчановская и Дулько осуществляли квартирную помощь. Обессилевшие от голода медики с опухшими от цинги ногами обходили квартиры с утра до вечера пешком. Они же проводили беседы и читали лекции о сыпном и брюшном тифе, о личной гигиене в подвалах, на предприятиях города. В связи с эвакуацией жителей гинекологическая и детская консультации были закрыты, гинекологический кабинет был оборудован при поликлинике. В разные периоды в блокадном Ораниенбауме открывали ясли для малышей. В больницах, в детских учреждениях после тяжёлого 1942 года питание осуществлялось в пределах установленных норм с добавлением овощей, выращенных в подсобных хозяйствах.

В городе работало отделение милиции, сотрудники которого вели борьбу с преступностью, принимали меры к укреплению правопорядка, занимались вывозом из города финско-немецкого и подучётно-враждебного населения  – всего вывезли 803 человека. Было возбуждено 301 уголовное дело, привлечены  к административной ответственности 347 человек и оштрафованы на сумму 18 895 рублей. В основном наказывали за утерю паспорта и нарушение паспортного режима, за детскую безнадзорность и беспризорность, за нарушение зоны заграждения и нарушение правил военного учёта. При исполкоме горсовета депутатов трудящихся работала административная комиссия, которая также привлекала к административной ответственности и штрафовала граждан за нарушение светомаскировки и правил поведения во время воздушной тревоги, за антисанитарию и неуборку снега, за невыход на трудовую повинность, за перерасход электроэнергии. В городе работал народный суд со штатом три человека – народный судья, секретарь и судебный исполнитель. За время блокады было рассмотрено 933 уголовных дела. Причём, дела передавались на доследование, прекращались за маловажностью преступления. Виновные приговаривались к лишению свободы, исправительно-трудовым работам, общественному порицанию, были и лица, оправданные приговором суда.

Отчёт исполкома горсовета депутатов трудящихся убеждает, что город-фронт Ораниенбаум в тяжелейшие блокадные годы жил, трудился, побеждал. Горожане работали много и тяжело, дети быстро взрослели. Несмотря на холод и голод, потери родственников, горожане оставались отзывчивыми людьми, помогали и поддерживали друг друга, отдавали всё для фронта, верили в победу и победили.

В.Игнатенко.

Фото из фонда краеведческого музея города Ломоносов.

Квартирный врач городской
поликлиники Е.Р.Дулько
Восстановительные работы после артобстрела
Слева направо – медсёстры городской
поликлиники А.Н.Григорьева
и О.А.Тимофеева.

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика