Сегодня на территории 47 региона живут представители примерно пяти коренных народностей, из-за своей малочисленности называемые малыми народами. Это предки людей, обитавших здесь задолго до появления Петербурга и Ленобласти. И один из них – финно-угорский народ водь, несмотря ни на что, сохраняющий свои культуру, историю и традиции. Вожане Ленобласти, составляющие половину этого этноса в России, в основном живут в Кингисеппском районе, в деревнях Лужицы и Краколье. С их культурой и бытом отправилась знакомиться туристическая группа из Ломоносовского района в рамках проекта «Университет третьего возраста», реализуемого на средства гранта губернатора Ленобласти, в сопровождении директора ломоносовской некоммерческой организации «АННА» Ольги Дудоровой.
Гостей из Ломоносовского района встретила приветствием на водском языке Марина Ильина – директор музея истории народа водь в деревне Лужицы Кингисеппского района Ленобласти. Племя водь когда-то населяло окраины Петербурга – устье реки Невы, побережье Финского залива, а также Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы. Учёные сходятся в том, что представители народности водь находились в близком родстве с проживающими западнее эстонскими племенами. Первые летописные упоминания о вожанах, как гласит википедия, относятся к XI веку – к 1069 году. Водь дала название Водской пятине Новгородской земли, располагавшейся между реками Волхов и Луга. Летопись рассказывает о том, как водская рать заодно с полоцким князем напала на Новгород и проиграла, после чего попала в длительную зависимость сначала от Новгорода, потом от Московского княжества, а в 1617 году и вовсе отошла Швеции. Только почти через сто лет Петр I отвоевал эти земли, но при строительстве Петербурга выслал в Казань многих коренных жителей, чьё место заняли русские переселенцы. Сегодня этнических вожан в России осталось несколько десятков, до ста человек. В Ленинградской области они в основном проживают в двух деревнях Кингисеппского района. При этом лишь десять жителей деревень Лужицы и Краколье в этом районе знают водский язык. Элементы своей культуры и быта они пытаются сохранить, создав в деревне Лужицы водский музей. Летом здесь работают курсы по изучению водского языка, которые посещают и взрослые, и дети. В Великую Отечественную войну представители водской народности, как и многих других, были высланы из страны советов, а территорию их проживания оккупировали немцы. Так большинство вожан из Ленобласти оказались в Финляндии, из которой после войны далеко не все вернулись на свою историческую родину, да и до 1953 года вновь поселиться в своих деревнях они не имели права. А с 1959 года в переписях советской страны народность водь уже не упоминается. Одной из жительниц Лужиц Кингисеппского района, вожанке по происхождению, удалось во время войны остаться в своей деревне. Эта женщина и стала хранительницей местного музея водской культуры. Об этом группе из Ломоносовского района рассказала директор лужицкого музея Марина Ильина. Правда, музей потом дважды горел и был восстановлен местными жителями. И сейчас это место, рассказывающее о многовековой истории водской народности, пользуется заслуженным интересом и у вожан, и у туристов. Музей представляет из себя могучий деревянный сруб с фирменной водской каменной кладкой со двором и хозпостройками. В таких жили многие поколения семей вожан. Это традиционная водская изба, состоящая из трёх частей: летняя половина, зимняя половина с печкой и сени между ними. Летняя половина предназначалась для старшего сына в семье, когда он женится. Затем пристраивали ещё одну летнюю избу – для следующего сына. Над входной дверью в музее висит национальный музыкальный инструмент кантель, который считается семейным оберегом. В сенях – уголок рыбака: рыбной ловлей вожане промышляли целыми семьями. Рядом – кадка для ценного приданого дочери. Вожане считали, что кадки с добром в случае пожара легко выкатить из дома. И кстати, когда музей в Лужицах дважды горел, оба раза музейная кадка была спасена. При входе в водский дом – обязательно ткацкий станок. В зимней избе соблюдён водский принцип четырёх углов: божий, печной, спальный и посудный. На многих музейных экспонатах – геометрические домовые знаки, которые передавались родом, семьёй из поколения в поколение. Среди них – латунный безмен, изготовленный в начале 20 века, – гордость музея. В спальном углу представлен национальный костюм водской женщины. Здесь же рядом с кроватью – детская люлька.
Есть в музее небольшая библиотека по истории края, интересные архивные фотографии. В зимней избе на фотостенде представлена летопись местных водских семей, чьи потомки и сегодня живут в Лужицах. Здесь также собраны материалы о местных воевавших вожанах: погибших или вернувшихся с войны. В божьем углу располагается особый шкафчик коло, где вожане хранили иконы, туда же клали пасхальные вербы, яйца, ветки берёз на троицу и клочок сена с Иванова дня. Один из главных праздников у вожан – Ильин день, но до него ещё далеко, а вот к Иванову дню уже можно готовиться. Он пройдёт в ночь на 25 июня, когда вожане жгли ритуальный костёр или колесо с хворостом на шесте, чтобы священный огонь уничтожил всё плохое. Сегодня вожане деревень Лужицы и Краколье, как рассказала директор музея, вместе отмечают праздники за большим столом, общаются, поют песни, обсуждают планы по развитию водской культуры. Здесь ежегодно проходит фестиваль «Лужицкая складчина», на котором можно познакомиться с древней и современной историей водского народа, его обрядами и традициями, выступают фольклорные коллективы, после чего все дружно садятся за накрытый в складчину стол. Интересно было узнать, что вожане предпочитали общаться, называя друг друга по кличкам, а не по именам или фамилиям. По сей день в водской культуре сохранилась языческая традиция рубить головы петухам на сером камне, яркие свадебные обряды, а рецепты старинных водских блюд передаются через поколения. Гостям из Ломоносовского района удалось попробовать некоторые из них в туристическом комплексе по соседству с водским музеем «Кургала». Они угостились ухой по-водски, десертом крем-брюле со сливками и водским арбузом, если кто не знает – это огурец с мёдом. Но основной едой вожан всегда были хлеб, похлёбка, каша, позже картофель. Мясо ели редко. Свежее молоко пили только дети, взрослые ели простоквашу. И все в водских деревнях пили травяной чай, в том числе из листьев иван-чая. Именно на водской земле в селе Копорье Ломоносовского района больше всего заготавливали иван-чая, называя его «копорским чаем». Он славился за границей, а Великобритания ежегодно покупала сотни тысяч пудов копорского чая, предпочитая его индийскому. На Руси считалось, что копорский чай может предупредить или вылечить 90 процентов всех известных заболеваний того времени. В 1941 году командующий немецкой группировкой «Север» генерал-фельдмаршал фон Лееб, наступая на Ленинград, приказал зайти в Копорье и уничтожить объект под кодовым названием «Река жизни». Это была чайная фабрика, где создавали напиток из иван-чая, повышающий выносливость бойцов красной армии. Немецкие танки буквально снесли Копорье, уничтожив поля иван-чая, и расстреляли всех, причастных к его изготовлению. Но рецепт знаменитого копорского чая сохранился до нашего времени, и вожане по праву считают его своим национальным напитком.
Исследователи отмечают, что народ водь стремителен, активен и открыт по отношению к другим людям. Даже их речь отличалась особой живостью и быстротой. У народности была богатейшая песенная культура. Основным занятием води издревле было земледелие. Исторические сведения о народе немногочисленны. В русских летописях говорится лишь о бедствиях и войнах, связанных с племенем водь, жившим на окраинах новгородских владений. После покорения Новгорода Иваном III в 1478 году город поделили на пятины. Одна из них называлась Водской. «Сохранились оброчные книги, составленные около 1500 года, где содержится опись почти всех земель Водской пятины, указаны все деревни, дворы и даже все имена и клички хозяев. Там записано, у кого какая пашня и чем должно платить хозяину налог: кто отдавал хлеб, кто — железные сковороды, а кто грузил и отправлял в Новгород целые возы «курвы» (корюшки), – пишет директор центра коренных народов Ленинградской области О. Конькова. – Трудно отыскать среди северных народов население, более чем водь сохранившее свои древние верования и обычаи. Еще в середине ХХ века води по-прежнему поклонялись старым деревьям, огромным камням, родникам и колодцам. Среди старинных водских поговорок одна стала пророческой: «Земля и деревья будут, а нас не будет». Народ исчезал на глазах. Водский язык занесён в Красную книгу языков народов России, а сам народ — в список ЮНЕСКО как исчезающий и малочисленный народ России». Поэтому, как сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, одной из важных задач сегодня является сохранение исчезающих народностей 47 региона. И она уже выполняется: с помощью просветительской и музейной работы, как в лужицком музее водской культуры в Кингисеппском районе и в областных СМИ. А также – благодаря областным проектам и конкурсам на тему «Моя малая родина» и ежегодным фольклорным праздникам. Таким, как «Лужицкая складчина» в Кингисеппском районе, «Копорская потеха» в Ломоносовском районе и другим во всех областных деревнях и сёлах.
М.Константинова.
На снимках: группа из Ломоносовского района на экскурсии в водском музее в деревне Лужицы Кингисеппского района Ленобласти.
Фото О.Дудоровой и из открытых источников.