Кто не мечтал побывать на Алтае? Наверное, таких найдётся не много. Потому что, как магнит, притягивает этот загадочный сибирский край своей неповторимой природой и захватывающей историей, уходящей вглубь веков. Вот и жительница блокадного города Ленинград, а ныне – ломоносовского посёлка Мартышкино, Мета Генриховна Саар давно мечтала побывать там ещё раз. Но не только потому, что хотела полюбоваться алтайским колоритом.
В Великую Отечественную войну она уже была здесь – в эвакуации и мечтала вернуться в мирное время. Ей удалось это сделать нынче в мае в составе группы ветеранов – жителей блокадного города на Неве. В столице республики Алтай городе Горно-Алтайск они отпраздновали день Победы. Поездку на Алтай для Меты Генриховны Саар, Веры Викторовны Красиковой и Валентины Даниловны Обидиной организовала председатель ломоносовского совета ветеранов Людмила Петровна Круус. А пригласили их к себе ветераны республики Алтай. На встречу также приехали ветераны из Монголии. Дело в том, что республика Алтай находится в центре Евразии, на юге Западной Сибири и расположена на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. За живописный ландшафт её ещё называют российским Тибетом, который находится на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров. Республика граничит с Казахстаном, Китаем и Монголией, а в российском регионе – с республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью – Кузбассом. Вот такая сложная география, впрочем, как и демография. Об этом ветераны из Ломоносова узнали в алтайском национальном музее имени Андрея Анохина. В далёком прошлом Алтай был центром разных культур и этносов. С восемнадцатого века до нашей эры, как гласит википедия, эти земли населяли кочевники, вечно воевавшие друг с другом. «Скифов завоёвывали гунны, вместо Тюркского каганата воцарялся Уйгурский, с вторжением Чингисхана приходил конец владычеству енисейских кыргызов, а Джунгарское ханство поглощало ойратские княжества». Войны продолжались, пока на Алтае не появились русские. В XVIII веке Россия обретала новую силу и мощь, прирастая Сибирью, на месторождениях рудного Алтая строились заводы, посёлки и торговые слободы. Глядя на богатеющих соседей, алтайцы тоже решили стать российскими подданными. В 1756 году Горный Алтай добровольно вошёл в состав России и с 1992 года зовётся Республика Алтай. Национальный музей Анохина основан более ста лет назад. В его коллекции свыше 60 тысяч объектов, в том числе палеонтологические и археологические находки, редкие образцы флоры, фауны и минералов, культовая атрибутика и предметы быта коренных народностей. Сейчас в республике Алтай живут русские, алтайцы, казахи, теленгиты, украинцы и кумандинцы. Кроме этого в Уймонской долине и сегодня встречаются поселения старообрядцев. В старообрядческих общинах люди, в основном, занимаются разведением маралов. В селе Верхний Уймон есть музей старообрядчества. Государственные языки: алтайский и русский. Алтайский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, имеет два основных диалекта: южный и северный. Если слово «алтай» переводить с монгольского, то оно означает «золотая гора». Но оно также может происходить от тюркского слова «алатау», что значит «пёстрые горы». То есть горы, где рядом находятся разнотравье цветущих лугов, чёрные россыпи камней и снежные шапки вершин. И то, и другое значение подходят этому удивительному краю. Обо всём этом узнали в алтайском национальном музее ветераны из Ломоносова. И поняли, что древние кочевники до сих пор сохраняют свои язык, традиции и верят в исцеляющую силу тайги.
Национальный музей имени Андрея Анохина произвёл сильное впечатление на гостей из Петербурга. Почти три часа группа ходила по этажам здания, знакомясь с экспонатами. С удовольствием осмотрели залы «Природа Горного Алтая» и пришли к выводу, что такие уникальные животные и птицы не водятся в родной Ленинградской области. Увидели исторические документы времён правления императрицы Елизаветы Петровны о вхождении народов Горного Алтая в состав Российской империи. Побывали в полуподвальном помещении, где хранится мумия алтайской Укокской принцессы. Это была знатная женщина из скифского могильника в урочище Укок. Её мумию из уважения к традициям демонстрируют в музее лишь несколько раз в месяц. Картины местного художника Григория Чорос-Гуркина в музее также восхитили ломоносовских ветеранов.
«Война, о которой не хочется вспоминать, но необходимо помнить!», – сказала Мета Генриховна Саар, оказавшись в зале алтайского национального музея, посвящённого Великой Отечественной войне, после знакомства с достопримечательностями республиканской столицы, Чемальского и Майминского районов республики Алтай. 9 мая – особенная дата в её жизни, как и всех ветеранов. Мета Генриховна встретила праздник в 1945 году в городе Камень-на-Оби Алтайского края, куда её эвакуировали сначала на барже по Ладожскому озеру под непрерывными обстрелами фашистской артиллерии, а потом в теплушке гражданского эшелона. Это было глубокой осенью 1942 года. Маленькой худенькой девочке из Ленинграда было тогда всего шесть лет.
-Помню, как нас, воспитанников детских домов, вывозили на больших баржах, которые буксировали гражданские корабли, – рассказала Мета Генриховна. – На середине озера начался обстрел, с воздуха налетели немецкие самолёты. Из шести барж к берегу дошли только две. Остальные пошли на дно. Горько всё это вспоминать. Но мне повезло. И поэтому на Алтай сейчас ехала с мыслью о встрече с детскими годами, когда меня, ленинградскую девочку, приютили в Камне-на-Оби. Вере Викторовне Красиковой в день, когда фашисты полностью заблокировали выезд из Ленинграда, было всего четыре года. Её не вывезли из блокадного города, она чудом выжила, не умерев от голода и холода, и дожила до дня Победы. Она помнит салют в честь прорыва блокады, помнит тот день, 9 мая 1945 года, когда несломленный город на Неве ликовал и праздновал, а все его улицы и площади заполнили оставшиеся в живых ленинградцы. Особенно долго блокадницы стояли около самолёта «Л-39», установленного на алтайской земле как памятник выпускникам 2-й Ленинградской школы ВВС, которая в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована в Ойрот-Туру. И конечно же, группа ветеранов войны из Ломоносова попала на парад Победы в Горно-Алтайске. Перед ними прошли личный состав силовиков и военная техника. Вместе с другими ветеранами они участвовали в торжественном митинге, почтили память защитников отечества минутой молчания и возложили цветы к вечному огню. Особенно благодарили за гостеприимную встречу мэра Горно-Алтайска Ольгу Сафронову, а председателя общественной организации ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов Горно-Алтайска Алексея Ивашкина пригласили в Петербург – на празднование 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое состоится 27 января 2024 года. В республике Алтай председателю совета ветеранов города Ломоносов Людмиле Петровне Круус вручили высший знак ветеранов Монголии «За заслуги в ветеранском движении». Эта поездка ломоносовских ветеранов почти за четыре тысячи километров на Алтай стала возможной благодаря поддержке санкт-петербургской общественной организации ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов.
На территории Республики Алтай компактно проживают четыре этноса коренных малочисленных народов – кумандинцы, тубалары, челканцы, теленгиты. Алтайцы ( алтай-кижи – «человек Алтая») – народ Южной Сибири в Российской Федерации, коренное население Республики Алтай. С 1922 до 1948 года они также назывались ойротами. В прошлом алтайцы – собирательное название тюркоязычных племён, населявших Горный Алтай и частично Кузнецкое Алатау. Издавна алтайцев условно делили на северных и южных. Северные (устаревшее название «черневые татары») включали этнографические, восходящие к племенному делению, группы тубаларов, челканцев, кумандинцев. Южные алтайцы именовались в русских источниках калмыками белыми, алтайскими, горными, бийскими. Этнографы называют Республику Алтай в Сибири «перекрёстком цивилизаций»: здесь до сих пор живёт множество коренных малочисленных народов, потомков древних кочевников. О существовании многих народностей учёным известно крайне мало, в силу труднодоступности мест. Алтай покрыт горами и лесами, а населённые пункты здесь удалены на много километров друг от друга. Вероятно, это и позволило народам сохранить память о своих корнях. Местный писатель Край Бидинов, заслуженный учитель России, в 1966 году открыл кружок краеведения на Алтае, а затем основал музей истории теленгитов в селе Кокоря близ российско-монгольской границы. «Если не знаешь истории своего народа, то ты никто, – говорит он. – Наши отцы и деды соблюдали обряды своих предков и учили своих детей уважать свой край. Для нас Алтай – не только родина, Алтай – бог, создатель и творец. Нельзя не подчиняться законам природы».
М.Константинова.
На снимках: ветераны из Ломоносова в поездке по республике Алтай.
Фото из архива ломоносовского совета ветеранов.