Home Наш край Маяки южного побережья

Маяки южного побережья

0 comment

Фото: Шепелевский маяк в Ломоносовском районе.

Пётр I в начале XVIII века дал первый импульс развитию российского маячного дела на Балтике. Границы Российского государства менялись, вместе с ними менялось торговое и оперативно-тактическое значение Финского залива. Появилась потребность в навигационных знаках. Южный берег Финского залива представляет исторический срез развития маячного дела региона: амбициозные проекты петровских времён, рассвет маячного дела в XIX веке, негативные последствия мировых войн, внедрение современных мировых навигационных систем.

В Петродворцовом районе, на побережье Финского залива в Петергофе, есть объект, который многие принимают за маяк, потому что он помогает морякам безопасно проходить по форватеру Финского залива. На самом деле это автоматизированный радиолокационный пост регионального центра управления движением судов «Раскат». Об установке двух петергофских навигационных огней впервые было объявлено в «Описании маяков, башен и предостерегательных для мореплавания знаков Российской империи» издания 1850 года. Маяк тогда представлял собой «обыкновенный фонарный столб с диоптрическим аппаратом 6 разряда с горелкой – лампой, работавшей на сурепном масле. Он имел постоянный огонь обыкновенного цвета и светил по всем направлениям к заливу». В 1887 году вместо двух огней на одном столбе на Военной пристани в Петергофе установили два створных маяка – Южный и Северный. Южный маяк петергофского створа действует и сейчас. В порту города Ломоносов – несколько створных маяков, указывающих фарватер, или безопасный судовой ход, в Кронштадт. Этот город по праву можно назвать российской столицей маяков, недаром на его гербе присутствует маячная башня. На кронштадтском форту Константин в Финском заливе в отреставрированной казарме 1866 года постройки располагается музей маячной службы, где рассказывают о развитии маячного дела в России. Здесь можно узнать, как применялись и улучшались технологии устройства маяков, увидеть аппаратуру внутреннего устройства маяка, которая выпускалась в СССР и которой пользовался весь мир больше пятидесяти лет. Это один из крупнейших бывших артиллерийских фортов Кронштадта с сохранившимися батареями, казармами, дальномерным павильоном и другими фортификационными сооружениями. Такого музея больше нет нигде в мире. Главный же маяк Кронштадта появился по собственноручному указанию Петра I «Сделать колм (маяк) каменный с фонарём на косе Котлинской», который доставили в Кронштадт 13 ноября 1718 года. На его строительстве был задействован старинный соратник Петра, вице-адмирал Корнелиус Крюйс – бывший первый командующий Балтийским флотом, вернувшийся из ссылки. Работы по строительству маяка шли в нечеловеческих условиях. Стройку постоянно заливало, и люди работали по пояс в холодной балтийской воде. Денег на строительство каменного маяка не хватило, пришлось строить из дерева. Почти сто лет Котлинский маяк, как он тогда назывался, был деревянным. В 1736 году его перестроили и переименовали в Толбухин – в честь первого коменданта Кронштадта Федота Семёновича Толбухина, разбившего шведский десант на Котлинской косе ещё в 1705 году. А в 1744-м, после того как маяк сгорел дотла, его решили сделать полностью каменным. Но из-за нехватки средств строительство Толбухина маяка из камня началось только в 1809 году. К сентябрю 1810 года на островке появились круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. Специальная галерея соединяла башню с каменным жилым домом. В таком виде маяк существует и поныне. Это самый старый маяк в России, который включён как памятник во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Первый маяк в Ломоносовском районе Ленинградской области, в районе деревни Красная Горка, был возведён в 1721 году – недалеко от места крушения линейного корабля «Лондон». Он был первым в Финском заливе маяком на гидротехническом основании. После того, как он сгорел, вплоть до великой октябрьской революции у этого места выставлялись плавучие маяки. Новый маяк здесь на берегу был построен только после Великой Отечественной войны, в 1950 году. Главный маяк на южном берегу Финского залива расположен на Шепелевском мысе небольшого полуострова Каравалдай, что в полутора километрах к северо-западу от деревни Шепелево Ломоносовского района. Фонарное сооружение было изготовлено во Франции в 1910 году, а сам маяк – это круглая кирпичная башня высотой 38 метров, выкрашенная горизонтальными красными и белыми полосами. На вершине башни находятся чёрного цвета галерея и фонарь. Как рассказывает в своих публикациях инженер-эксперт управления навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации полковник в отставке Юрий Шухин, здание Шепелевского маяка существует с начала XX века, а первые навигационные знаки на его месте появились ещё при Петре I. То, что сейчас называется Каравалдайским полуостровом, раньше было островом Горавалдай, или Горивалдай, Гора-Валдай. Своё современное название Шепелево получило в XVIII веке, когда эти земли были переданы в имение генерал-майору Степану Шепелеву. Для навигации судов на острове, отделённом от материка протоком, зажигались огни, а в 1840-х годах там впервые построили башню. Согласно документу под названием «Описание маяков, башен и других предостерегательных для мореплавателей знаков Российской Империи, издание 1845 года» на Шепелевой горе была установлена четырёхгранная конструкция белого цвета, высотой 13,7 метра, возвышающаяся над уровнем моря более чем на 50 метров. История нынешнего здания Шепелевского маяка началась в 1907 году, когда в строительной части морского технического комитета морского министерства утвердили его проект. В 1908 году начинаются строительные работы и объявляется конкурс на поставку маячного аппарата. Победителем вышла французская компания «Barbier, Benard & Terenne», которая сконструировала оптический аппарат типа «Молния» с группой из трёх проблесков. В 1909 году была построена башня маяка, а также несколько зданий: караульный дом, где жил смотритель маяка, кладовая, ледник, баня и дровяной сарай. В 1910 году на башню установили фонарь и маячный аппарат, и Шепелевский маяк начал свою службу. Красный свет маяка освещал Лондонскую отмель, белый светил в сторону большого корабельного фарватера. Огонь маяка можно было увидеть с расстояния в 17,4 мили — это около 32 километров. В годы Великой Отечественной войны маяк находился в пределах Ораниенбаумского плацдарма. С него начиналась «Малая дорога жизни» — ледовая автодорога длиной 71 километр, которая использовалась для снабжения защитников островов Сескар, Малый и Лавенсари, ныне – Мощный. В 1945 году Шепелевский маяк снова начал функционировать в полном объёме. Сейчас он находится на закрытой территории. Все его постройки – в ведении министерства обороны Российской Федерации. Рядом с маяком – башня-радар системы управления движением судов высотой 75 метров. Маяк действующий, поэтому у него есть смотритель, и каждые 16 секунд фонарь на нём производит две вспышки.

М.Володина.

Фото из открытых источников.

Радиолокационная станция «Рассвет» в Петергофе.

Толбухин маяк в Кронштадте

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика