Home 47 регион Будущее порта «Бронка»

Будущее порта «Бронка»

0 comment

Национализированный порт «Бронка», расположенный на южном берегу Финского залива на территории города Ломоносов Санкт-Петербурга, может быть передан Белоруссии в рамках договора аренды. К такому выводу пришли некоторые юристы. Передача объекта в собственность соседнего государства будет затруднена из-за специфики отечественного законодательства.

Информация о возможной продаже порта «Бронка» в городе Ломоносов под Петербургом появилась ещё в феврале. Выяснилось, что федеральное правительство рассматривает возможность передачи порта в собственность Белоруссии. Об этом, в частности, сообщили РИА «Новости» со ссылкой на директора второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексея Полищука.

«В настоящее время прорабатывается вопрос передачи в собственность Белоруссии многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», входящего в Большой порт Санкт-Петербурга», – заявил он.

ММПК «Бронка» – глубоководный порт, который может принимать суда длиной до 347 м и осадкой до 13 м. Объект в 2015 году запустило ООО «Феникс». До 2017 года порт «Бронка» входил в холдинг «Форум» Дмитрия Михальченко, который был впоследствии обвинён в хищениях при строительстве резиденции президента в Ново-Огарёво. Затем «Бронку» у Михальченко выкупили семьи экс-главы ФСО Евгения Мурова и генерала ФСБ в отставке Николая Негодова. В 2021 году сто процентов ООО «Феникс» перешло в собственность государства по решению Никулинского суда Москвы. Суд постановил, что порт был построен на средства, полученные в результате коррупционных сделок. В начале прошлого года правительство России решило передать порт в собственность «Ростеху», а владеющее ООО «Феникс» Росимущество обязалось в течение года обеспечить передачу активов новому собственнику. Сейчас данные о собственнике ООО «Феникс» скрыты. Порт «Бронка» практически не работает: грузы обрабатываются в очень небольших объёмах.

Юристы говорят, что продать «Бронку» Белоруссии будет проблематично.

«Законом России установлен запрет на передачу в собственность земельных участков иностранным лицам. А ряд объектов портовой инфраструктуры отнесён к исключительной федеральной собственности (причальные стенки и т. п.). В таких условиях наиболее вероятным является передача имущественного комплекса и участков порта в аренду Белорусии целевым образом», – говорит Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры». С учётом стратегического характера отрасли, по его словам, это потребует согласования правительственной комиссии в соответствии с законом «О стратегических инвестициях…».

Вторым вариантом передачи «Бронки» Белоруссии, по словам Дмитрия Некрестьянова, может стать заключение международного договора между Россией и Белоруссией о статусе порта и передаче каких-либо прав на него.

«Полагаю, что этот вариант вряд ли будет выбран в качестве базового, так как стратегически России невыгодна передача на иных условиях, чем аренда портовых объектов, так как возникает очень много вопросов с границами и таможней», – комментирует Дмитрий Некрестьянов.

«Мы не знаем, на каких условиях планируется передать порт Белоруссии и вообще планируется ли это на самом деле. Насколько я знаю, порты, и в частности «Бронка», относятся к стратегически важным объектам. Сомневаюсь, что такие объекты можно передать другому государству в собственность. Скорее, речь может пойти об аренде и то только после соответствующего решения со стороны первых лиц государства», – согласен партнёр, руководитель петербургского офиса консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов.

Хроника последних месяцев судьбы порта такова. В середине ноября ООО «Феникс» (владелец терминала «Порт Бронка» на южном берегу Финского залива в Большом порту Санкт–Петербурга) сменило руководителя контейнерного терминала и провело конкурс на перевалку специальных контейнеров за 285 миллионов рублей. Новому генеральному директору ООО «Контейнерный терминал «Феникс» (стопроцентная «дочка» ООО «Феникс») предстояло грузить на суда секретные грузы госкорпорации «Ростех», которой «Феникс» достался после национализации.

 В феврале 2022 года опубликовано распоряжение правительства РФ № 253-р о передаче «Феникса» в собственность ГК «Ростех. В августе у «Феникса» появилась управляющая компания – ООО «Интерактивные интернет системы». В ноябре в публичном пространстве появились первые плоды пертурбаций. На сайте «ЕИС закупки» можно было увидеть сведения о контракте стоимостью почти 285 миллионов рублей на «выполнение такелажных работ с последующим комплексом мер, направленных на перевалку груза». 25 ноября портал опубликовал договор, который по результатам торгов «Феникс» заключил с петербургским ООО «Глобал сервис». Речь шла о перевалке грузов из мягких контейнеров в трюмы судов, при этом название грузов не уточняется. В сентябре запустила процедуру ликвидации ещё одна «дочка» «Феникса» – ООО «Транспортно-логистический центр «Бронка». Компания на 74,9 процента принадлежит московскому ООО «Фининвест. А в конце ноября РБК сообщил о планах инвестора вложить пять миллиардов рублей в строительство транспортно-логистического комплекса «Ховрино» на севере Москвы. Участники рынка говорят, что ранее инвестор планировал создать что-то подобное в районе «Бронки» – планы создания там транспортно-логистического центра обсуждались неоднократно, но это было до введения международных санкций, обваливших контейнерооборот порта.

«Мы оперируем терминалом «Бронка» как базовым портом для перевалки белорусских грузов в Большом порту Санкт-Петербурга. Сегодня туда уже идут грузы по основной номенклатуре. Сделка в процессе, думаю, в ближайшее время она будет завершена. Речь идёт о покупке», – рассказал министр транспорта и коммуникаций республики Алексей Авраменко в начале марта (передаёт государственное агентство БЕЛТА). О желании Белоруссии использовать петербургские портовые мощности руководство страны объявило в прошлом году. Потребность в портовой инфраструктуре возникла после того, как в феврале 2022 года «Литовские железные дороги» из-за санкций расторгли договор на транзит через территорию страны двенадцати миллионов тонн удобрений с «Беларуськалием». Для этих целей и решено было приспособить «Бронку» – в июне Белоруссия начала перевалку своих удобрений на мощностях комплекса. Белоруссия планирует завершить покупку терминала «Бронка» в течение 2023 года. Если, конечно, в ходе сделки удастся обойти вышеназванные юридические препятствия. Но это уже вопросы большой политики.

ST PETERSBURG, RUSSIA – JUNE 3, 2017: A view of the Arctic tanker Christophe de Margerie, at St Petersburg’s Bronka Port. The vessel is the world’s first ice-breaking LNG tanker; it was designed to serve Russia’s Yamal LNG project. The tanker bears the name of businessman and former head of French oil company Total, Christophe de Margerie, who died in a plane crash at Moscow’s Vnukovo Airport on October 20, 2014. Alexei Druzhinin/Russian Presidential Press and Information Office/TASS Россия. Санкт-Петербург. 3 июня 2017. Арктический танкер-газовоз СПГ “Кристоф де Маржери”(ледового класса Arc7), разработанный для проекта “Ямал СПГ”, на церемонии имянаречения на территории порта “Бронка”. Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Мощность порта «Бронка» по перевалке грузов, расположенного в местечке Ольгин канал в городе Ломоносов, составляет 3,2 миллиона тонн в год, хотя его проектная мощность – 20,7 миллиона тонн в год. Белорусские экспортные грузы, в первую очередь калийные и азотные удобрения, а также продукция деревообработки и металлургии, переваливаются через девятнадцать российских портов. В прошлом году было отправлено на экспорт 3,5 миллиона тонн белорусских нефтепродуктов. Для сравнения, по железной дороге в Китай и через порты в Астрахани, Новороссийске, Ейске и Усть-Луге переправляется почти три миллиона тонн калийных удобрений.

По материалам Е. Фомичёвой, «Новый проспект».

В статье также использованы материалы издания «Деловой Петербург».

Фото из открытых источников.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика