Фото: Макет усть-рудицкой фабрики в краеведческом музее города Ломоносов
Окончание.
А между тем эксперименты по созданию новых образцов смальты учёный не прекращал. В 1764 году он писал: «Изобрёл все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше 4 000 опытов, коих не только рецепты, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил. И сверх сего мозаичное художество – как делать из оных составов картины живописные – с великими и неусыпными трудами привёл в совершенство против римского, до чего там больше двухсот лет доходили». Ломоносовская мозаичная палитра включала 112 тонов и свыше 1000 оттенков, что намного превосходило набор цветов ватиканской мастерской. Академик Леонард Эйлер писал учёному из Германии: «Достойное Вас дело есть, что Вы стеклу все возможные цвета дать можете. Здешние химики сиё изобретение за великое дело почитают». Сам учёный придавал большое значение этим работам, написав в 1752 году целую поэму «Письмо о пользе стекла». 2 (13) апреля 1764 года собранием членов Болонской академии М.В.Ломоносов был единогласно избран членом Болонской академии наук, о чём её секретарь Франческо-Мариа Цанотти письменно известил учёного. В 1758 году Ломоносов представил на конкурс, объявленный сенатом, проект нового интерьера Петропавловского собора, где был захоронен император Пётр I. Учёный предлагал создать 17 масштабных мозаичных картин с изображением наиболее значимых эпизодов деятельности Петра I. Учёный придавал проекту большое патриотическое значение, желая «увековечить в живописных мозаичных произведениях деяния Петра Великого в назидание потомству». В связи со смертью Ломоносова 4 апреля 1765 года этот замысел не получил воплощения. Самая большая мозаичная картина его мастерской и единственная, созданная в рамках этого проекта, – «Полтавская баталия». На её изготовление потребовалась смальта толщиной до 6 миллиметров и длиной до 5 сантиметров. Ныне эта мозаичная картина украшает верхний вестибюль здания академии наук в Санкт-Петербурге.
После смерти Ломоносова начались раздоры между вдовой учёного и работавшими на фабрике мастерами. Усть-Рудицкая фабрика постепенно пришла в упадок. После смерти матери в 1766 году дочь учёного Елена Михайловна Константинова (урождённая Ломоносова) подала прошение на имя императрицы Екатерины II с просьбой о закрытии фабрики. Прошение было удовлетворено: 9 декабря 1768 года Усть-Рудицкая фабрика была закрыта, а отведённые под неё земли и приписанные к ней крестьяне перешли во владение потомков Михаила Васильевича. Русская академия художеств высоко оценила заслуги Ломоносова-мозаичиста, избрав его почётным членом. Монументальное искусство мозаики получило дальнейшее развитие в России только в XIX веке. В 1848 году была создана мозаичная мастерская академии художеств. Огромные мозаичные картины украсили Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. В советское время мозаичные панно составляют убранство станций метрополитена и общественных зданий. К сожалению, усадьба Михаила Васильевича Ломоносова в Усть-Рудице была полностью разрушена в 1919 году, тогда же сгорел архив фабрики, сохранилась только деревня, в которой жили крестьяне. Образцы смальты и отдельные листы бумаги с химическими записями учёного хранятся ныне в Эрмитаже. В годы Великой Отечественной войны деревня оказалась на линии обороны Ораниенбаумского плацдарма. Жителей эвакуировали, а сама деревня была уничтожена в ходе тяжёлых боёв. В апреле 1949 года в Усть-Рудицу прибыла археологическая экспедиция, возглавляемая академиком В.В.Данилевским. Экспедиция должна была определить местонахождение фабрики Ломоносова. Экспедиция проработала пять летних сезонов 1949-1953 годов. Членам экспедиции удалось только оконтурить все бывшие на месте фабрики сооружения, определить их размеры, конфигурацию, назначение и собрать богатый археологический материал, благодаря которому стало возможно воссоздать облик сооружений, химическую посуду, инструменты, используемые при производстве цветного стекла, и производимые изделия.
Усть-Рудицкая фабрика была любимым детищем Михаила Васильевича Ломоносова. Здесь он отдыхал душой от академической суеты, занимался научными и производственными экспериментами. Путь из Петербурга в Уст-Рудицу в то время был длительным и трудным. Всякий раз учёный должен был проезжать почти сорок вёрст до Ораниенбаума (ныне город Ломоносов), а затем проехать «в Коважскую мызу, в деревню Усть-Рудицы за Раннинбаумом двадцать четыре версты». В журнале канцелярии академии наук записано, что М.В.Ломоносов отсутствовал в Петербурге 17-21 июня 1759 года «за отъездом в Аранибом для академических дел». В последние годы жизни учёному стало сложно регулярно выезжать в усть-рудицкую усадьбу, поэтому мозаичную мастерскую он устроил во дворе своей новой городской усадьбы на Мойке, туда же перевёз мастеров. Именно в этой городской мастерской работал учёный со своими помощниками над созданием грандиозной «Полтавской баталии». Мозаика огромна – 309,764 квадратных метров. Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 килограммов). В городской усадьбе и в Усть-Рудице Ломоносов занимался не только научной работой, но также переводами и литературой. Ещё во время своего обучения в петербургской академии наук, куда он прибыл в январе 1736 года в составе двенадцати лучших московских семинаристов, у Михаила Васильевича возникли первые философские размышления, приведшие впоследствии к созданию нового стихосложения. Обучаясь в марбургском университете, наряду с основной учебной программой Ломоносов знакомился с немецкой поэзией, упражнялся в переводах античных авторов и занимался теорией русского стихосложения. Во Фрейберге, изучая минералогию и горное дело, в августе 1739 года он узнал из газет о победе русских войск у турецкой крепости Хотин и написал свою первую патриотическую «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина». Столетие спустя В.Г.Белинский написал, что с этой оды «по всей справедливости должно считать начало русской литературы». В декабре 1742 года, возвратившись в Петербург, М.В.Ломоносов написал оду, посвящённую императрице Елизавете Петровне. Эта ода – важнейший момент в творческой биографии Ломоносова-поэта. Именно с неё начались его слава, его всеобщее признание как первого поэта России. В мае 1743 года им были созданы два непревзойдённых шедевра русской научной поэзии: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». «В них он, как никто до него и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом», – писал В.Г.Белинский. И далее критик отмечал: «Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по лёгкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания». А выполненные Ломоносовым переводы псалмов, по мнению А.С.Пушкина, остались в достоянии России высокой песнью Богу, песнью, «которой нет равных ни в одном языке Вселенной».
В 1750 и 1751 годах по поручению академической канцелярии Ломоносов написал две трагедии – «Тамира и Селим» и «Демофонт», которые были сыграны в придворном театре. В 1757 году были написаны «Гимн бороде», «Разговор с Анакреоном», «Ода великому государю императору Петру Фёдоровичу», «Кузнечик» – «стихи, сочинённые на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же», «Русская Грамматика», научные статьи. М.В.Ломоносов прожил всего 53 года. И как учёный, и как поэт все свои знания и силы он отдал служению своему народу и своей родине. Имя великого русского учёного не забыто в наших краях. Благодаря тому факту, что усть-рудицкая фабрика и усадьба М.В.Ломоносова находились в 24 верстах от Ораниенбаума, в 1948 году город Ораниенбаум получил своё нынешнее название Ломоносов.
27 февраля 1948 года был опубликован указ президиума верховного совета РСФСР за № 25 «О переименовании города Ораниенбаума Ленинградской области»: «Переименовать город Ораниенбаум Ленинградской области в город Ломоносов и Ораниенбаумский район в Ломоносовский район».
В.Игнатенко.
Фото из архива автора и фондов краеведческого музея города Ломоносов.