Home Наш край Золушка от культуры, или История одной фотографии

Золушка от культуры, или История одной фотографии

0 comment

Фото: Историческая находка в Ломоносове. 1989 год.

Статуя на хранении в краеведческом музее
города Ломоносов. 2022 год.

Говаривал мне когда-то глава муниципального совета города Ломоносов товарищ З.: «Хороший ты журналист, Саша, но одно плохо, в твоих рассказах нет ничего про баб». Видимо, настало время, чтоб исправиться. А дело было так. Работал я тогда в музее-заповеднике «Ораниенбаум» в Ломоносове. На дворе – весна 1989 года. Звонит мне секретарь музейного директора во время обеда: «Саша, позвони-ли из «Балтийского Луча», при прокладке траншеи строители нашли мраморную женскую скульптуру без рук, сходи, пожалуйста, сфотографируй – больше некому». Работы по рытью траншеи проводились в Ломоносове там, где сейчас установлена стела «Город воинской славы», на бывшем «поле дураков» то есть, если кто помнит. Там строилось нынешнее бело-голубое казначейство, прозванное в народе «малая Катальная горка». Прихожу туда – грязи по колено: трактор намесил такие горы земли, что к строительному вагончику подойти трудно – ботинки вязнут в жиже. Залезаю всё-таки в вагончик – рабочие обедают из своих тормозков и термосов, смотрят спокойно. Спрашиваю: «Ребята, а где мраморная баба?». Тишина. «Мне надо её снять для музея, вот моё удостоверение», – поясняю. «Тогда другое дело», – отвечают. «А сколько она может стоить?» – вдруг спрашивают. «Так, где же она? Я не могу вам ответить без личного осмотра самой фигуры», – говорю я им. Тогда работяги под топчан залезают, снимают тряпки и показывают: вот, мол, она, красавица, правда, слегка инвалид. «Ну, раз она разбитая, – говорю, – ничего она стоить не будет, вот, если бы целая была». Через час в ораниенбаумском музее-заповеднике происходит совещание у директора Н.И.Кармазина с главным хранителем парка Верой Лесковой. Решают, что делать с находкой, нужна ли эта статуя музею вообще и как её забрать, чтоб в парк транспортировать. Вызывают меня: «Раз ты уже с мужиками-рабочими познакомился, бери грузовик и вывози скульптуру, будут упираться – позвоним в милицию». На грузовике приезжаю обратно к вагончику: «Мы за мраморной девушкой, вот письмо от музея», – говорю, как учили. «Да забирайте, куда её девать, если бы золотые монеты были», – отвечают работяги. «Ребята, давайте я вас прославлю, сфотографирую, поместим снимок в местной газете «Балтийский луч». Расскажем, что строители нашли в Ломоносове историческую ценность», – предлагаю им, и они соглашаются. Парни залезают на борт грузовика, рядом – мраморная дива без головы и рук, улыбочка – снято. И в газете тогда вышла статья с этой моей фотографией. Дальнейшей судьбой каменной девушки я не интересовался, привёз её в музей, сдал и, если честно, забыл про неё. Помню только, что после транспортировки в музей-заповедник, она долго мёрзла в бывшем военном гараже внутреннего двора, рядом с лодками. А через двадцать лет пришел я на мероприятие в ломоносовский городской краеведческий музей, что на Еленинской улице в Ломоносове, и о, встреча: знакомая женская фигура, как говорится, не подвластная времени. Ничего у неё не выросло (это я о недостающих частях тела), но зато ничего и не убавилось. Очень я этой неожиданной встрече обрадовался, чувствуя и свою причастность к истории с большой буквы. Так иногда и проявляется любовь к искусству, тем более, если это касается первозданной женской красоты. Не знаю отчего, но я рад, что каменная девушка нашла свое достойное пристанище на десятилетия под лестницей в ломоносовском краеведческом музее. Комиссия по закупкам для государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» тогда признала её малоценной. Во время войны много скульптур из ораниенбаумского парка закапывали в разных местах, но найденная на «поле дураков» мраморная дива – не из их числа. По версии старожилов Ломоносова, до октябрьской революции 1917 года на холме, где сейчас стела памятная возвышается в честь нашего города воинской славы, была купеческая усадьба, а в ней и жили несколько девушек из мрамора – две или даже четыре. Потом усадьба сгорела, а скульптуры были брошены, на одну из них и наткнулись рабочие, прокладывая траншею к будущему казначейству. Ну, а остальных её сестёр или подруг мраморных так и не нашли. На пожаре всякое бывает. В общем, судьба у этой стройной красавицы, что теперь на постоянной прописке в ломоносовском краеведческом музее, была тяжёлая, можно сказать, трагическая. Как говорится, не родись красивой, а родись счастливой. Безусловно, она заслужила достойную старость , пусть и под лестничным проёмом, эдакая Золушка от культуры. Наверное, надо низко поклониться работникам краеведческого музея, что приютили сироту и следят усердно за ней, спасибо. Вопрос, была ли эта женская статуя изначально создана без некоторых частей тела, чтобы, скажем, подчеркнуть главное в женской красоте, или произошли потери при её жизни, остаётся открытым. О той усадьбе на ломоносовском холме история умалчивает. В любом случае можно зайти в городской краеведческий музей на улице Еленинская в Ломоносове, где всегда рады посетителям, и сделать сэлфи с этой мраморной красавицей. Пусть она и без головы, но наши предки считали, что в женщине это не главное, и я с ними согласен.

А.Салтыков, житель города Ломоносов.

Фото автора.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика