Продолжаем публикации в рамках медиа-проекта «Литературные адреса Ленинградской области». Сегодня мы расскажем о пребывании на ломоносовской земле писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Писатель вспоминал: «В 1854 году я жил в Петергофе на даче; мне было в то время всего 35 лет, но голова моя была уже совсем седа. Раз, гуляя в парке, я вздумал сбежать с горки. Это видел какой-то извозчик: «Вишь, горка-то и старичка поталкивает»,– заметил он, вероятно, судя о моём возрасте по моей седой голове», – вспоминал И.С. Тургенев.
В апреле 1843 года была напечатана поэма И.С. Тургенева «Параша», которую высоко оценил самый известный критик того времени В.Г. Белинский, разглядев в молодом начинающем литераторе недюжинный самобытный талант. В это же время Тургенев познакомился с известными литераторами А. В. Дружининым, Н.А. Некрасовым, И.И. Панаевым. В следующих своих произведениях «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), «Три портрета» (1846), «Бретёр» (1846) Тургенев следовал принципам литераторов «натуральной школы», к которой принадлежали Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, А.И. Герцен. Писатели этого направления изображали предметы, прежде считавшиеся «непоэтическими»: быт, повседневную жизнь разных сословий, описывали своих героев как представителей определённого социального типа, уделяли преимущественное внимание влиянию среды, обстоятельств на характер и судьбу человека. Свои произведения Тургенев печатал в журнале «Современник», который редактировал Н.А. Некрасов. Писателей связывали не только деловые отношения, но и общие интересы – страсть к охоте, любовь к театру. Оба выросли у родителей-крепостников, сами в детстве подвергались жестоким физическим наказаниям, оба ненавидели крепостное право. Во время пребывания Тургенева в Петербурге, писатели часто встречались, дружески беседовали. Во время разлук активно переписывались.
В сентябре 1851 года Некрасов писал Тургеневу о богатых охотничьих угодьях в окрестностях Ораниенбаума. Через год он писал снова в Спасское уже из имения Осмино около Ямбурга о своей удачной охоте. Письмами он вызвал интерес у своего приятеля, находящегося в ссылке, интерес к этим местам.
Как же Иван Сергеевич оказался в ссылке? В конце февраля 1852 года Тургенев узнал о смерти Н.В. Гоголя и написал некролог, который предложил в газету «С.-Петербургские ведомости». Председатель цензурного комитета М.Н. Мусин-Пушкин запретил печатать тургеневскую заметку, назвав Гоголя «лакейским писателем», и добавил, что не допустит появления в печати статей об этом литераторе. Тогда Тургенев переслал некролог в газету «Московские ведомости». 13 марта была напечатана заметка «Письмо из Петербурга» за подписью «Т…….ъ», которая никого не могла обмануть. А уже 16 апреля Тургенев был посажен на месяц под арест в полицейскую часть как неблагонадёжный литератор, после чего был сослан в своё имение Спасское-Лутовиново без права покидать пределы Орловской губернии. Только спустя полтора года по его прошению ему было разрешено покинуть Спасское. В это тяжёлое для Тургенева время поддержкой ему служили письма Некрасова.
В 1854 году Тургенев приехал в Санкт-Петербург, но Некрасова в городе не застал. Николай Алексеевич вместе с супругами Панаевыми жил на даче под Ораниенбаумом. Здесь их и навестил Иван Сергеевич. Дачное место понравилось Тургеневу, и он решил провести лето по соседству с Некрасовым, о чём извещал своего московского друга С.Т. Аксакова (1791-1859): «Пишу к Вам, любезный и почтенный Сергей Тимофеевич – по миновании обоих майских Михайловых дней, в которые ничего особенного со мной не случилось. Я поселился здесь в небольшом домике колониста, в двух верстах от Петергофа – и в полуверсте от моря, которое видно из моих окон над верхушками соснового леса. Завёл себе лошадь и таратайку – и располагаю здесь прожить до осени (Тургенев снял дачу в немецкой колонии – прим. авт.). К сожалению, погода у нас до того невыразимо гадкая, что и сказать нельзя. Холод, дождь, ветер воет и ноет – тоска! Куда девались красные дни, которые тешили нас в Абрамцеве! Надо вооружиться терпеньем. Вот буквально пришлось: сидеть у моря и ждать погоды. В Кронштадт, который отсюда всего в пяти верстах, я ещё не ездил. Англичане, говорят, близко – но носу к нам сюда ещё не кажут. Адрес мой очень прост: в Петергоф. Я уже распорядился здесь на почте – письма будут мне доставляться».
Тургенев в письме упоминает Кронштадт и англичан. В этот год продолжалась Восточная война (1853-1856 ), которую часто называют Крымской. Самое тяжёлое положение, действительно, было в Крыму. Однако боевые действия шли на Дальнем Востоке, на Белом море и на Балтике. Весной 1854 года в Балтийское море к Кронштадту были отправлены английская и французская эскадры под командованием вице-адмиралов Ч. Нейпира и А. Ф. Парсеваль-Дешена (11 винтовых и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходофрегата и 7 парусных фрегатов). 13 июля 1854 года неприятельская эскадра появилась в 80 верстах от Кронштадта, на следующий день её корабли были уже у берега Красной Горки. Союзникам удалось захватить Толбухин маяк.
Появление вражеских кораблей не вызвало у петербуржцев никакой паники. Члены императорской фамилии и рядовые граждане столицы выезжали за Ораниенбаум, к Бронке, смотреть на вражеские корабли из телескопов и зрительных труб. 20 июля 1854 года на даче у И.С. Тургенева завтракали А.К. Толстой, Некрасов, Анненков, Маркевич. Они ездили на Красную Горку смотреть на вражескую эскадру. А.К.Толстой вспоминал: «Утром был вёрст 15 за Ораниенбаумом, на Бронной горе, насчитал 31 судно».
Тургенев прожил на даче всё лето. Здесь он написал повесть «Затишье», в которой ярко проявился его талант новеллиста, рассказы «Переписка» и «О соловьях». Лишь 18 сентября 1854 года выехал из Петербурга в Спасское.
В то лето Иван Сергеевич много охотился в компании с Н.А. Некрасовым и А.К. Толстым. По воспоминаниям современников, Тургенев любил охоту и считал это развлечение наилучшим из всех наслаждений. Сам писатель признавался: «Природой на охоте я любоваться не могу – это всё вздор: ею любуешься, когда ляжешь или присядешь отдохнуть после охоты. Охота – страсть, и я, кроме какой-нибудь куропатки, которая сидит под кустом, ничего не вижу и не могу видеть. Тот не охотник, кто ходит в дичные места с ружьём любоваться природой».
Но не только дружеское общение с литераторами и охота влекли Тургенева в наши места. Летом 1854 года на даче в Петергофе жила с отцом и тётушкой дальняя родственница Ивана Сергеевича Ольга Александровна Тургенева, крестница В.А. Жуковского. Ольга была умна, образованна, отличалась редкой красотой, была превосходной пианисткой. Писатель познакомился с ней в 1853 году в Москве. Отец Ольги Александр Михайлович Тургенев был кузеном Ивана Сергеевича.
35-летний Тургенев был восхищён Ольгой. В это время он переживал разрыв с Полиной Виардо и всерьёз задумывался об устройстве своего семейного очага. 18-летняя Ольга Александровна пленила его воображение – возможно, именно поэтому летом он снял дачу поблизости. Тургенев серьёзно ухаживал за девушкой и даже считался её женихом. Однако в середине 1854 года отношения Тургенев и Ольги Александровны расстроились, о чём Иван Сергеевич сам сообщал в письме к С.Т. Аксакову от 7 августа. Для Ивана Сергеевича эти отношения закончились мирным разрывом и поэтическим воспоминанием о прожитом времени. Дуновение этого лёгкого и грустного романа не раз потом пробегало по страницам его художественных произведений. В повести «Переписка», созданной буквально по следам несостоявшегося сватовства Тургенева, героиня Марья Александровна советует герою поселиться на даче под Петергофом. Она тоже садится за фортепиано перед раскрытым окном при свете луны и играет Бетховена. Образ милой Ольги Александровны с её тетушкой Н. М. Еропкиной воскресает в «Дыме» в облике Татьяны и Капитолины Марковны.
Для Ольги Александровны разрыв оказался тяжёлым ударом – она заболела и долго не могла оправиться от потрясения. С Иваном Сергеевичем она какое-то время переписывалась по-дружески. В 1859 она вышла замуж за Сергея Николаевича Сомова, бывшего впоследствии управляющим государственными имуществами Херсонской и Бессарабской губерний. Скончалась в 1872 году, после рождения шестого ребёнка. Тургенев очень горевал об её кончине.
В.Игнатенко.
Фото из архива автора и фондов краеведческого музея города Ломоносов.
«Балтийский луч», №41 от 14 октября 2022 года.