Главная Наш край Мятежная душа Константина Станюковича

Мятежная душа Константина Станюковича

Автор: Балтийский луч
0 Комментарий

В рамках публикаций медиа-проекта «Литературные адреса Ленинградской области» представляем сегодня рассказ о Константине Станюковиче, чей писательский дар сложился не благодаря, а вопреки обстоятельствам его жизни.

С середины XIX века до начала ХХ века Кронштадтская колония в окрестностях Ораниенбаума была популярным дачным местом. В начале XVIII века земли будущей колонии входили в состав большого имения Н.М.Зотова, первого учителя Петра I. Позднее восточный участок был выделен из имения и перешёл «недорослю» И.Зотову, внуку Никиты Моисеевича Зотова. В конце XVIII века этот участок уже принадлежал членам семьи Соловцовых, от которых перешёл ораниенбаумскому уездному казначею титулярному советнику А.И.Ключинскому. Последний заключил контракт на поставку кирпича в Кронштадт и устроил на даче кирпичный завод. Печи и сушильные сараи располагались в восточной части участка на границе с Рощинским. Для переправки кирпича на остров Котлин соорудили пристань, которая долгие годы потом называлась Ключинской. Сам Ключинский был замешан в финансовых махинациях – на нём оказался казённый начёт в 37 тысяч рублей, и в мае 1808 года его участок был конфискован на погашение «казённого долга» и передан «навсегда со всеми к ней принадлежностями в ведение морского департамента». Кирпичный завод закрыли, а в приморской части устроили кладбище для погребения умерших солдат и матросов кронштадтского гарнизона.

В октябре 1809 года по указу императора Александра I всю территорию бывшей дачи Ключинского к югу от приморской дороги морское ведомство передало колонистам – немецким семьям, приехавшим в Ораниенбаум из бывшей прусской Польши. Немцы должны были обустроить и продемонстрировать образцовые хозяйства. В 1810 году здесь поселились семь немецких семей. Для немецких колонистов построили дома по «образцовым» проектам, которые совсем не напоминали русскую избу. У границы с Рощинским 8 колонистских дворов с цветочными палисадниками и фруктовым садом располагались тремя группами. Колонисты занимались земледелием, летом свои дома сдавали внаём, а позднее начали строить специальные дома для дачников. Так, в июле 1879 года в Кронштадтской колонии на даче Крауберга жила выдающаяся актриса М.Н.Ермолова, выступавшая на сцене летнего ораниенбаумского театра. В конце XIX – начале XX веков в Кронштадской колонии снимали дачи отставные морские офицеры. В 1890-е годы летом на даче жил известный писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович, бывший моряк, автор рассказов и повестей из жизни военно-морского флота. Здесь он написал произведения «Танечка», «Отплата», «Вокруг света на «Коршуне», в которых часто упоминается Ораниенбаум.

Константин Михайлович Станюкович родился 30 марта 1843 года в Севастополе. Старинный дворянский род Станюковичей являлся ветвью литовского рода Станьковичей. Предок писателя Демьян Степанович Станюкович принял русское подданство в 1656 году при взятии Смоленска.

Отец писателя – адмирал Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869) был комендантом севастопольского порта и военным губернатором города. «Грозный адмирал», как назвал его впоследствии сын, считал морскую службу лучшим делом для мужчины, строгий военный порядок – самым правильным способом организации жизни, подходящим и для семьи. Михаил Николаевич отличался железной волей, исключительной честностью, безукоризненной личной дисциплинированностью в исполнении своих обязанностей, искренней преданностью флоту. Вместе с тем, в характере адмирала проявлялись черты излишней твёрдости, строгости, даже деспотичности, без которых, как он полагал, нельзя поддерживать порядок и дисциплину. К 50-летию служения отечеству в рядах российского военно-морского флота вице-адмирал М.Н.Станюкович получил «Высочайший рескрипт» от императора Николая I с собственноручной подписью самодержца: «Михаил Николаевич! Желая изъявить Вам особенное Моё благоволение, по случаю совершившегося ныне пятидесятилетия отлично-усердной и полезной службы Вашей Престолу и Отечеству Всемилостивейше жалую Вам украшенную алмазами табакерку с Моим портретом, пребывая к Вам благосклонный. Николай. 16-го Июня 1854 года, Петергоф». В 1855 году после сдачи Севастополя адмирал Станюкович был переведён в Санкт-Петербург с назначением в члены адмиралтейств-совета.

Мать писателя – Любовь Федотовна, урождённая Митькова (1803-1855), была дочерью капитан-лейтенанта Митькова. В семье было восемь детей, среди которых Константин был четвёртым ребёнком.

Первоначальное образование маленький Костя получил дома под руководством Ипполита Матвеевича Дебу, отбывающего в Севастополе наказание в качестве рядового солдата после двухлетней ссылки. Ссылка была альтернативой смертной казни по делу петрашевцев (1849) – либерального кружка молодых социалистов под руководством Михаила Буташевича-Петрашевского, где соратником Дебу по кружку были Ф.М.Достоевский и А.Н.Плещеев. И.М.Дебу не внушал своему десятилетнему ученику своих радикальных взглядов, зато привил ему вкус к хорошей литературе.

В 1853 году началась Крымская война, кульминацией которой стала блокада Севастополя. В 1854 году к началу обороны Севастополя Косте было 11 лет. Осенью он из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к Севастополю неприятельских войск, видел адмиралов Корнилова и Нахимова, когда исполнял обязанности курьера при своём отце. В конце сентября семья Станюковича была эвакуирована в Симферополь.

После переезда семьи в столицу в 1856 году Константин был зачислен кандидатом в пажеский корпус. 26 августа 1856 года юный защитник Севастополя был награждён бронзовой медалью на андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853-1856 гг.», а 5 октября 1857 года – серебряной медалью на георгиевской ленте «За защиту Севастополя». В ноябре 1857 года по просьбе отца юноша был переведён в морской кадетский корпус, где учился до 1860 года, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса Константин объявил отцу о своём решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Неповеривший в твёрдость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте своё имя, добился назначения кадета Константина Станюковича в кругосветное плавание. Прошение директора корпуса было направлено на имя императора с ходатайством поддержать просьбу отца.

18 октября 1860 года семнадцатилетний кадет Константин Станюкович на винтовом корвете «Калевала» под командованием капитан-лейтенанта В.Ф.Давыдова отправился в трёхлетнее кругосветное плавание, преодолевая моря и океаны, длительные переходы от порта к порту и жестокие шторма. Длительное плавание не было лёгким, а экзотика южных широт не всегда оказывалась милосердной. Об этом плавании в 1895 году Станюкович написал повесть «Вокруг света на «Коршуне»». У берегов острова Ява 17 июля 1861 года Константин заболел лихорадкой, был срочно списан с корабля и отправлен в порт Владивосток для лечения. После выписки из лазарета кругосветное плавание пришлось прервать. В ноябре он был приписан к винтовому транспорту «Японец» и оставшийся срок плавал на кораблях Тихоокеанской эскадры.

12 декабря 1861 года Константин был произведён в гардемарины. Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал Андрей Александрович Попов (1821-1898), хорошо знавший адмирала М.Н.Станюковича по прежней службе в период Крымской войны и обороны Севастополя, приблизил к себе его сына, часто брал с собой в плавания на различных кораблях, надеясь вызвать у юноши желание посвятить себя морской профессии. Но такое положение не устраивало молодого гардемарина, плавания не вызывали у него интереса к военно-морской службе. Константин Станюкович стремился к полной самостоятельности и независимости.

Весь 1862 год Константин Станюкович ходил в акватории Тихого океана на различных судах. 4 августа 1863 года начальник эскадры Тихого океана адмирал А.А.Попов, отправил Станюковича курьером из Сингапура в Петербург с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру. Уже 28 сентября Константин Станюкович прибыл в Петербург. Способному моряку предстояла блестящая карьера, но Станюкович решил оставить службу. Для получения отставки необходимо было согласие отца. Получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В письме сыну, который пригрозил отцу-адмиралу, что в случае отказа устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: «Позора не желаю и против ветра плыть не могу. Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын». В 1864 году мичман 11-го флотского экипажа Станюкович вышел в отставку с производством в чин лейтенанта.

В ноябре 1865 года Константин Станюкович уехал из Петербурга и год провёл в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Летом 1867 года он женился на Любови Николаевне Арцеуловой (1845-1907), дочери подполковника Николая Алексеевича Арцеулова, старшего судостроителя корпуса корабельных инженеров. Через год в молодой семье родилась дочь Наташа. Финансовые проблемы заставили Станюковича поступить на частную службу. Летом 1869 года он получил назначение в управление курско-харьковско-азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет Константин Михайлович служил на железной дороге, затем три года – в петербургском обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года – в Ростове-на-Дону управляющим пароходством по реке Дон и Азовскому морю.

27 декабря 1869 года умер отец Константина Михайловича адмирал М.Н.Станюкович. 22 января 1870 года Константин прибыл в Симферополь. Оттуда он написал супруге: «Как я и ожидал, отец оставил вздор. Деньгами 1800 рублей и аренду на 9 лет (по полторы тысячи в год), говорят, его обобрали».

И хотя служба тяготила Константина Михайловича, но стеснённость в средствах не позволяла её оставить – в июне он переехал в Таганрог помощником ревизора службы движения. Здесь, вплотную столкнувшись с миром железнодорожных дельцов, он написал комедию «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», а 29 ноября в сатирическом журнале «Искра» опубликовал фельетон «Русские американцы» под псевдонимом К.Наташин. Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: журналами «Искра» и «Женский Вестник», с газетой «Гласность», в 1872 начал работать в журнале «Дело». Литературную известность Станюкович приобрёл в конце 1870-х годов после опубликования в «Деле» нескольких рассказов и романов. В 1874-1884 годах писатель печатал свои произведения под разными псевдонимами: повесть «Похождения одного благонамеренного молодого человека, рассказанные им самим» – под псевдонимом Откровенный писатель, роман «В мутной воде» – под псевдонимом К. Телефонов, воскресные фельетоны в «Новостях», «Молве» и «Порядке» – под псевдонимом Пимен.

К этому времени в семье росли пятеро детей: Наталья (1868-1903), Любовь (1871-1884), Зинаида (1872-1932?), Мария (1875-1942), Константин (1882-1898). Вторая дочь имела слабое здоровье, часто болела. Приступы невралгии стали беспокоить и самого Константина Михайловича. Семья постоянно изыскивала средства для поездок за границу для укрепления здоровья. В 1880 году Станюкович с семьёй выезжал в Швейцарию. Там он общался с политэмигрантами: С.М.Кравчинским, М.П.Драгомановым, Верой Засулич, Ольгой Любатович и другими. В Кларане Константин Михайлович работал над романом «Два брата». Возвратившись в Петербург, начал публиковать новый роман в журнале «Дело». Через год, после смерти редактора журнала, Константин Станюкович стал соредактором этого журнала, а в декабре 1883 года приобрёл его в собственность.

Ещё с конца 1860-х годов писатель был внесён в список неблагонадёжных лиц и фактически стал поднадзорным. Весной 1883 года на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале. В ноябре тяжело заболела его дочь Люба, девочку отвезли в курортный город Ментон на юге Франции.

В январе 1884 года Станюкович возвратился в Петербург «внутренне подавленный и убитый мыслью о неизбежности смерти любимой дочери». До конца апреля писатель лечился в Баден-Бадене, где находилась и его семья. Накануне отъезда в Россию друзья устраивают ему прощальный ужин. На границе с Россией Константин Михайлович был арестован и препровождён в Петропавловскую крепость. 17 апреля в Петербурге умерла дочь Люба. Арест и смерть дочери усугубили здоровье писателя. Переживания не покидали Станюковича – в 1885 году издание журнала «Дело» было прекращено, а Станюкович, просидевший несколько месяцев в доме предварительного заключения, весной 1885 был сослан административным порядком на три года в Томскую губернию.

Три года ссыльный писатель Константин Михайлович Станюкович прожил в Томске. Приехал он в город с женой и двумя дочерьми 17 июля 1885 года, поселился в Затеевском переулке на Юрточной горе в маленьком домике с небольшим садом. Летом выезжал на дачу в деревню Заварзино. Станюкович болезненно переживал свою высылку из столичного Петербурга. Провинциальная глушь, непролазная грязь Томска, требовавшая «калош до колен», произвели на него удручающее впечатление. Его поразил уклад местного купечества и чиновников. В первом письме из Томска он писал, что «едят в Сибири до отвала, пьют до одури, в клубе дамы откусывают друг другу носы и все поголовно от тоски сплетничают».

Но постепенно Константин Михайлович сошёлся с литературной группой политических ссыльных, начал работать в «Сибирской газете», в которой появилась первая глава его романа-фельетона «В места не столь отдалённые». По цензурным соображениям произведения, публикуемые в местной газете, Станюкович подписывал псевдонимом Н.Томский. В это же время писатель продолжил работу в излюбленном им жанре рассказа. В Томске были написаны морские рассказы и повести «Беглец», «Василий Иванович», «Человек за бортом» и другие. Здесь писатель, по мнению критиков, «получил второе дыхание, вторую литературную молодость, причём, более цветущую». Поразительно, но именно в ссылке, за тысячи километров от морей и океанов, Станюкович снова начал писать на морскую тему, создал произведения о русских моряках, которые принесли ему мировую славу.

27 июня 1888 года ссылка закончилась, писатель с семьёй покинул Томск. В этом же году в Петербурге в издательстве М.Стасюлевича вышли отдельной книгой «Морские рассказы» К.М.Станюковича. 14 октября в газете «Кронштадский вестник» была напечатана статья контр-адмирала Н.А.Рыкачева, посвящённая сборнику «Морские рассказы». Автор статьи положительно и тепло отозвался о сборнике, подчёркивая: «он не только наблюдал, но и жил морской жизнью». Вернувшись из ссылки, Станюкович возобновил свою литературную деятельность в столичных журналах. В 1892 году он стал вторым редактором журнала «Русское богатство», в который перешло большинство сотрудников закрытых правительством «Отечественных записок». Но болезнь не оставляет его.

Супруга Константина Михайловича получила небольшое наследство, что дало возможность писателю и его семье выехать в Париж, а затем – на юг Франции. В письме жене Станюкович сообщал: «Пишу теперь морской рассказ «Штурман». Кажется, выйдет удачным». В это же время писатель получил письмо из Вены, от Галанта, заведующего русским отделом австрийской газеты «Neue freie Presse», в котором ему предлагали сотрудничество, в частности, просили разрешение на публикацию в газете романа «Два брата».

В декабре 1896 отмечался юбилей Станюковича в связи с тридцатипятилетием его литературной деятельности. Петербургский комитет грамотности присудил Константину Станюковичу за «Морские рассказы» золотую медаль имени Александра Погосского. В ресторане «Медведь» состоялся торжественный обед, на котором присутствовали около 140 человек, среди которых были В.Г.Короленко, С.А.Венгеров, В.И.Немирович-Данченко, Я.Г.Гуревич, Л.П.Шелгунова, Н.Ф.Анненский и многие другие. Юбилейные торжества продолжились в Москве. 22 декабря в колонном зале гостиницы «Эрмитаж» был дан обед в честь 35-летия литературной деятельности Станюковича с присутствием более 100 человек. Были зачитаны телеграммы от А.П.Чехова, профессора Н.И.Стороженко и многих других. Юбилейная дата также была отмечена многими зарубежными изданиями. В 1897 году начало печататься полное собрание сочинений Константина Станюковича.

Большим ударом для писателя стала в 1898 году смерть его шестнадцатилетнего сына Константина. Потрясённый Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. Его болезнь резко обострилась. В 1900 году врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, Станюкович продолжал много работать, но осенью 1902, после сдачи в журнал «Юный читатель» последних страниц «Севастопольского мальчика», Константин Михайлович с сильным мозговым пере-утомлением и общим нервным расстройством был вынужден уехать в Италию. Пробыв несколько дней в Риме, писатель переехал в Неаполь, где, несмотря на болезнь, продолжал работать. В своих воспоминаниях Н.Н.Фирсов (Л.Рускин) пишет: «Последние полгода, проведённые им сплошь в Неаполе, были жестоко мучительны. Он с ужасом сознавал, что жизнь уходит, что работоспособность падает, что в силу своего темперамента и болезни он не может сдерживать порывы раздражительности, что он поколебал связи с наиболее близкими, дорогими ему издавна людьми. Всё это, не говоря уже о постоянных денежных затруднениях, причиняло ему жестокую душевную боль». В Неаполе Константина Михайловича поддерживали дочь Зинаида и давние друзья. В конце месяца болезнь обострилась и писателя положили в госпиталь. В течение этого года в Москве был переиздан сборник рассказов Станюковича «Рассказы из морской жизни» (в издательстве М.В.Клюкина), в Петербурге в издательстве А.Лейферта вышел сборник «Маленькие рассказы». К.М.Станюковича часто называли «Айвазовским слова».

В начале января 1903 года Станюковича выписали из госпиталя, он был крайне слаб, плохо видел, не мог читать, и это его удручало больше, чем что-либо. В феврале умерла старшая дочь Константина Михайловича, Наталья. Близкие решили не сообщать ему эту горестную весть. Борясь с прогрессирующей слепотой, Константин Михайлович продолжал писать. Умер писатель 20 мая 1903 в Неаполе, там же находится и его могила.

В.Игнатенко.

Фото из архива автора и фондов краеведческого музея города Ломоносов.

«Балтийский луч», №48 от 2 декабря 2022 года

Вам также может понравиться

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 – 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика