Продолжая публикации в рамках медиа-проекта «Литературные адреса Ленинградской области», мы расскажем сегодня о том, как в 1830-х годах на южном побережье Финского залива снимала дачу семья живописца Николая Аполлоновича Майкова (1794-1873). Частыми гостями Майковых были писатели Иван Гончаров, Пётр Ершов, поэты Владимир Бенедиктов и Владимир Солоницын. В дачный сезон 1839 года силами семьи и гостей-литераторов был выпущен рукописный альманах «Лунные ночи».
В середине XIX века побережье Финского залива стало любимым местом летнего отдыха жителей Петербурга. Состоятельные дачники любили отдыхать в имении «Рощинское». Лев Кавелин дал такую характеристику усадьбе: «очаровательное Рощинское, краса ораниенбаумского поморья».
Первым владельцем этой приморской мызы был родственник и сподвижник Петра I граф Гавриил Иванович Головкин (1660-1734) – первый канцлер Российской империи. Владея землями на южном берегу Финского залива в 1719-1734 годах, Головкин возвёл каменный дом, устроил усадьбу с прудом, скотным двором и другими хозяйственными постройками. В усадьбе его часто навещал А.Д. Меншиков. К 1745 году кроме комплекса господского дома о девяти покоях с «поварней», людскими, баней и другими постройками в усадьбе было налажено обширное хозяйство. Здесь был скотный двор, 7 десятин пашни, рига, гумно и «лавочка» у дороги.
Между 1785 и 1793 годами имение перешло отставному прапорщику конной гвардии, новгородскому уездному предводителю дворянства Ивану Ивановичу Корсакову (1735-1805). После его кончины – его вдове и сыну Никите Ивановичу Корсакову (1775-1857). В 1801 году Никита Корсаков женился на богатой невесте – княжне Вере Дондуковой, мать которой Мария Васильевна тоже была из рода Корсаковых. Её отец – князь Иона Фёдорович Дондуков, бригадир, офицер преображенского полка был сыном калмыцкого хана Дондука-Омбо. 15 июля 1802 года по ходатайству тёщи М.В. Дондуковой, имевшей единственную дочь, для предотвращения прерывания рода Никита Иванович получил высочайшее разрешение именоваться князем Дондуковым-Корсаковым. Князь был любителем псовой охоты и искусств, членом академии художеств, коллекционером, меценатом. У него была страсть к редкостям – дом его представлял собой музей с картинной галереей, собранием помпейских и этрусских ваз и мозаик. В 1829 году по высочайшему указу фамилия и титул князей Дондуковых-Корсаковых были переданы мужу единственной дочери князю Михаилу Александровичу Корсакову и его потомству. В 1857 году имение Рощинское перешло Марии Никитичне Дондуковой-Корсаковой. Последним представителем этого рода, владевшим Рощинским, был её сын, действительный статский советник Владимир Дондуков-Корсаков – камергер, вице-директор департамента общих дел министерства путей сообщения.
Дворец Г.И. Головкина был перестроен в 1830-х годах. Северный фасад был оформлен пилястрами, в центральной части – барельефная вставка с орнаментальной композицией из балясин, соединённых гирляндами, с пальметтой посередине. Южный фасад имел два ризалита, которые соединял балкон. Венчал здание бельведер. У границы с Кронштадтской колонией хозяева возвели несколько домов, предназначенных для гостей и сдачи внаём. Эти дома объединял небольшой «английский» сад, спускавшийся с террасы в ложе оврага. В 1830-х годах в Рощинском снимала дачу семья Н.А. Майкова.
Николай Аполлонович Майков – глава известной петербургской творческой семьи – родился 28 августа 1794 года в дворянской семье, которой принадлежали драматург Василий Иванович Майков (1728-1778) и поэт Михаил Александрович Майков (1770-1848). Его отец Аполлон Александрович (1761-1838) служил в гвардии, в 1802 году стал членом дирекции зрелищ и музыки и заведующим труппами петербургского императорского театра, а в 1821-1825 годах служил директором петербургских императорских театров и членом комитета по театральным делам.
Детство Николая прошло в Петербурге. Воспитывался он во 2-м кадетском корпусе, который не успел закончить из-за начавшейся в 1812 году войны с наполеоновской Францией. Николай был преждевременно выпущен офицером и в 18 лет попал в действующую армию в корпус Багратиона. Во время Бородинского сражения пуля пробила ему ногу навылет. Майков был уволен со службы и отправлен в ярославское поместье своего отца для излечения. Там он начал самоучкою упражняться в рисовании, так как ни в детстве, ни в юности рисованию специально не учился. После выздоровления вернулся на службу в армию, преследовавшую Наполеона. Вместе с гусарским полком прошёл Польшу, Германию и Францию до Парижа. Повсюду – в городах, в походе, на стоянках и бивуаках он набрасывал эскизы, делал этюды, рисовал портреты сослуживцев, военные сцены. В Париже впервые купил масляные краски и мечтал отправиться в Италию для своего художественного образования. Однако, повинуясь отцовской воле, возвратился в Россию, вышел в отставку с чине майора и с орденом Св. Владимира с бантом и поселился в Москве. Здесь он занялся копированием картин знаменитых мастеров и этюдами с натуры.
В 1820 году он женился на Евгении Гусятниковой – дочери купца-золотопромышленника. Супруги жили либо в Москве в доме Гусятниковых, либо в Подмосковье в имении Майкова – в сельце Никольском близ Троице-Сергиевой лавры. Евгения Петровна была одарённой художественной натурой – писала стихи и повести, которые печатались в столичных журналах. В семье Майковых родились пятеро сыновей: Аполлон, Валериан, Владимир, Николай (умер ребёнком) и Леонид. Евгения Петровна была прекрасной женой и заботливой матерью, своих сыновей старалась всесторонне развивать и образовывать. Неудивительно, что все они стали известными литературными деятелями.
Аполлон Николаевич закончил юридический факультет петербургского университета, находился на государственной службе, дослужился до чина тайного советника, при этом был известным поэтом, сотрудником журнала «Новое слово», еженедельной «Театральной газеты», членом-корреспондентом императорской санкт-петербургской академии наук. Исследуя творчество А.Н. Майкова, краевед из города Ломоносов О.Ф. Бардышева отыскала в его поэтическом наследии девять стихотворений с пометкой «Ораниенбаум». Валериан Николаевич стал известным литературным критиком и публицистом, сотрудничал с журналами «Финский вестник», «Отечественные записки», «Современник». В возрасте 24-х лет он трагически погиб: стал купаться в озере, разгорячённый жарой, и умер «от удара». Похоронен на деревенском кладбище в Ропше. Владимир Николаевич – русский писатель и журналист, переводчик, издатель журналов «Подснежник» и «Семейные вечера» – окончил юридический факультет петербургского университета. Служил в министерстве финансов. Леонид Николаевич учился в пансионе Сюзора и 2-й петербургской гимназии. После окончания санкт-петербургского университета некоторое время преподавал в гимназии человеколюбивого общества. Леонид Николаевич был видным исследователем истории русской литературы.
C 1834 года Майковы постоянно жили в Петербурге. Здесь отец семейства Николай Аполлонович обратил на себя внимание любителей искусства и приобрёл благоволение императора Николая I. По поручению императора Майков написал ряд образов для церкви святой Троицы в измайловском полку, за что высочайшим повелением был удостоен звания академика императорской академии художеств. Николай Аполлонович был необыкновенно добрым человеком. В 1830-1840-х годах его дом на Садовой, 51, превратился в литературный и художественный салон. Сюда приходили молодые учёные, музыканты, живописцы, литераторы. Все они, вместе с хозяевами, составляли братскую семью или школу, где все учились друг у друга, обмениваясь занимавшими тогда русское общество мыслями, новостями науки, искусств. Хозяйкой салона была Евгения Петровна. В салоне господствовали эстетические интересы – литература, театр, музыка, живопись, издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи».
В.Игнатенко.
Фото из архива автора и фондов краеведческого музея города Ломоносов.
«Балтийский луч», №42 от 21 октября 2022 года