На фото: Мемориал авроровцам.
В № 29 газеты «Балтийский луч» мы начали рассказ о памятниках времён гражданской и Великой Отечественной войн, расположенных на территории сельских и городских поселений Ломоносовского района Ленинградской области. Повествование открыли Аннинское и Большеижорское городские поселения. Следующее в алфавитном порядке – Виллозское городское поселение. На территории Виллозского поселения находится целый ряд памятных мест, знаменующих собой героические события, происходившие здесь в годы военных потрясений.
Братская могила времён гражданской войны. Осенью 1919 года Антанта обрушила на Россию «Поход 14-ти государств». Дважды ближние подступы к Петрограду становились ареной ожесточённых боёв. Оба раза Виллози и Дудергоф оказывались на направлении главного удара белогвардейских частей генерала Юденича: первый раз – в июне, второй – в октябре. Летом 1919 года окрестности Виллози были заняты отборными частями князя Ливена. Только 21 октября началось наступление красной армии. На подступах к Дудергофу разгорелся бой, но уже 26 октября Виллози и Красное Село были освобождены. В ночном штыковом бою моряки-курсанты полностью уничтожили Ливенский полк. В этом событии участвовали 6-я дивизия красной армии, а также моряки-балтийцы. В память о тех событиях в Виллози осталось братское захоронение между деревней Кавелахта и многоэтажным домом № 8 в Виллози близ железнодорожного переезда.
Мемориал авроровцам. Артиллерийская девятиорудийная корабельная батарея специального назначения «А» («Аврора») была сформирована в июле 1941 года. С крейсера «Аврора» сняли девять 130-миллиметровых пушек и установили их на 12-километровом участке дудергофско-кирхгофского промежуточного рубежа обороны. Они должны были поддерживать Красно-гвардейский укрепрайон (Красногвардейском называлась тогда Гатчина).
Когда немецкие группировки вошли в сектор обстрела, приблизившись к оборонительной полосе на реке Ижора, по заявкам армейского командования орудия стали вести огонь по закрытым целям. Однако 9 сентября 1941 года немецкие войска превосходящими силами прорвались в сторону Красного Села и к вечеру 10 сентября заняли Воронью гору. В эти часы ни одна другая часть не поддерживала батарею и не находилась рядом, вся телефонная связь была прервана. Орудия превратились в самостоятельные огневые точки с уже понёсшими потери расчётами 15-20 человек, вооружёнными винтовками и гранатами. К 8 утра 11 сентября разведгруппа из 25-30 краснофлотцев батареи во главе с лейтенантом А.В.Смаглием дошла до 1-го орудия у Ореховой горы, но обнаружила его захваченным. В ходе боя большая часть группы погибла, известно только о трёх выживших раненых. Орудия номер 8 и 9 вели бой до рассвета 13 сентября, осложнив продвижение врага и прикрыв жителей захваченных сёл, уходящих по Киевскому шоссе в Ленинград. С исчерпанием снарядов бойцам был дан приказ отойти в Пулково.
Морские артиллеристы показали беспримерное мужество. 11 сентября 1941 года на позициях орудий номера 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 погибли 6 командиров и 62 краснофлотца.
Мемориал «Морякам-авроровцам» был создан благодаря многолетнему упорству общественных инициаторов строительства. Материальные средства предоставляли на безвозмездной основе различные организации Ленинграда. На строительстве трудились воины в/ч 14108, курсанты военно-политического училища ПВО имени Ю.В.Андропова, воины Ленинградского гарнизона, студенты строительных отрядов, шефы совхоза имени Жданова, школьники, взрослые жители посёлка Можайский, Ленинграда, Красного Села. Основные работы начались в начале 1960-х, когда на места боёв приехала выжившая в бою батареи «Аврора» военврач и вдова казнённого фашистами командира 5-го орудия А.В. Смаглия – А.Г. Павлушкина. Она общалась с местными жителями, учениками 289-й можайской школы, рассказывала о произошедшей в этих местах трагедии и героическом бое моряков. Первый фанерный обелиск на этом месте появился уже в 1963 году силами учащихся 289-й можайской школы. К 20-летию победы над фашистской Германией он был выполнен в металле и до сих пор сохраняется в составе мемориального комплекса. В 1963 году Павлушкина написала письмо министру обороны с просьбой построить мемориал на месте гибели батареи. Из министерства обороны письмо было переслано в военкомат Ленинграда, оттуда – в райвоенкомат, который, в свою очередь, переслал его в ленинградское похоронное бюро, откуда последовал ответ, что Павлушкина может построить памятник на собственные средства. Таких средств у врача городской поликлиники не было. Переписка А.Г.Павлушкиной в различного рода инстанции длилась безуспешно около двадцати лет, пока, наконец, в 1984-м году на общественных началах была создана инициативная общественная группа в составе А.Г. Павлушкиной, архитектора мастерской № 9 «Ленпроекта» А.Д. Левенкова и старшего строителя, ветерана ВВС краснознамённого Балтийского флота В. П. Туркина. Несмотря на все препятствия мемориал «Морякам-авроровцам» был построен.
Памятник «Взрыв». Командиром орудия №2 был А.А. Антонов. Наводчиком – А.В. Попов, который чудом остался жив. В сентябре 1987 года он участвовал в открытии памятника «Взрыв». Удара немцев ожидали со стороны Гатчины, но они обошли Воронью гору и вышли со стороны Красного Села. Это было настолько неожиданно, что некоторые орудия не смогли сделать даже одного выстрела. Орудие №2 было единственным, которое израсходовало весь боезапас.
Наводчик А.В.Попов был ранен в ноги и видел, как А. Антонов до последнего снаряда вёл огонь. Израсходовав весь орудийный боезапас, оставшиеся в живых Александр Антонов и Алексей Смирнов спустились в артиллерийский погреб и взорвали себя вместе с остатками боеприпасов. Когда немцы вынесли останки матросов, офицеры сняли фуражки, отдав дань героизму наших воинов. Архитектор памятника «Взрыв» – А.Д. Левенков. Создание памятника можно по праву назвать народной стройкой. Рабочие совхоза имени Жданова (ныне ЗАО «Можайское»), военнослужащие в/ч № 214108, местные жители трудились, не считая времени и сил.
«Дот Типанова». Мемориал установлен на месте гибели Александра Фёдоровича Типанова, повторившего 17 января 1944 года во время штурма посёлка Можайский подвиг Александра Матросова. Девятнадцатилетний пулемётчик, гвардеец 64-й стрелковой дивизии, герой советского союза похоронен в Красном Селе. Мемориал расположен в трёх километрах от Красного Села в сторону города Пушкин. На стеле надпись: «Через смерть, через небытие вы с нами живы вечно». В верхнюю часть стелы врезана 31 гильза от артиллерийских патронов. На каждой из них – имена павших героев, которые повторили подвиг А.Матросова в годы Великой Отечественной войны, а в гильзах – земля, привезённая с родины героев. Мемориал открыт 6 мая 1975 года. Авторы проекта – архитектор А.Д.Левенков, художник В.В.Фоменко, конструктор П.Ф.Памфилов. Одна из улиц в Красном Селе многие годы носила имя Типанова. Когда Красное Село стало районом Ленинграда, во избежание повторений в названиях, в декабре 1975 улицу Типанова переименовали в улицу Массальского.
Памятник «Штурм». Открыт 19 января 1991 года. Установлен в память о событиях января 1944 года, когда 63-я гвардейская дивизия в составе 30-го стрелкового корпуса генерала Н.П.Симоняка штурмом овладела Вороньей горой, где два с половиной года стояли фашисты. В ночном бою отличились роты автоматчиков под командованием капитана В.Г. Массальского. Авторы памятника – архитектор А.Левенков, художник Г.Олимпиева, инженер И.Дмитриев. Здесь увековечены имена 47 гвардейцев. Памятник сооружён на средства Мостоотряда №19, воинской части №20160, общества охраны памятников, предприятия «Гранит». Памятник находится в деревне Пикколово на улице, носящей имя 63-й гвардейской стрелковой дивизии.
Рядом с памятником «Штурм» расположена могила неизвестных воинов. На ней установлен большой чёрный крест и табличка с надписью «Здесь в сентябре 1941 года местными жителями были захоронены старший лейтенант и 2 солдата. Их имена неизвестны. Слава павшим».
И. СТЕПАНОВА.
Фото из открытых источников.
Продолжение следует.
«Балтийский луч», №35 от 2 сентября 2022 года.