Home Наш край УстьРудица.
Любимое детище Ломоносова

УстьРудица.
Любимое детище Ломоносова

0 comment

В рамках публикаций медиа-проекта «Литературные адреса Ленинградской области» представляем сегодня рассказ о знаменитом русском учёном, энциклопедисте, писателе, внёсшем важный вклад в литературу, образование и науку – Михаиле Ломоносове, имя которого с 1948 года носит город Ораниенбаум, а также Ораниенбаумский, ныне Ломоносовский, район.

Как точно выразился историк русской литературы Евгений Лебедев, «только Ломоносов стал для русской культуры тем, чем Леонардо да Винчи и Галилей были для итальянской, Лейбниц и Гёте для немецкой, Декарт и Вольтер для французской». Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своём творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его многообразии. В середине XVIII века земли в Копорском уезде (ныне – это часть Ломоносовского района Ленинградской области) были пожалованы коллежскому советнику, профессору химии петербургской академии наук М.В. Ломоносову для строительства фабрики по производству цветного стекла. В то время собственного цветного стекла Россия не производила. Огромное количество подобных изделий – бисера, стекляруса, пронизок (бусин) – ввозилось из-за границы. Назрела необходимость наладить производство отечественного цветного стекла, образцы которого Ломоносов получил, проделав тысячи опытов в академической химической лаборатории. Мечтой учёного было и возрождение искусства мозаики, утраченное на Руси ещё во времена татаро-монгольского нашествия. Опытным путём в лаборатории он научился изготавливать брусочки из смальты (от итальянского smalte – эмаль) и делать скрепляющий раствор. Когда этот этап был преодолён, Ломоносов исполнил свою первую художественную работу – образ Богоматери по рисунку итальянского живописца Ф. Солимены. На приёме 4 сентября 1752 года он преподнёс образ императрице, который «с оказанием удовольствия был всемилостивейше принят».

В рапорте в академическую канцелярию учёный писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше 4 000, всё моими руками, а для изобретения составов делано 2 184 опыта в стеклянной печи». Не теряя времени, 25 сентября 1752 года Михаил Ломоносов послал Елизавете «Предложение об организации мозаичного дела», в котором изложил свои соображения о выгодах такого предприятия, предложил программу деятельности будущей фабрики цветного стекла и указал сумму, необходимую для «первого начала». С помощью вице-канцлера М.И.Воронцова «Предложение» дошло до императрицы. Тогда же, разузнав юридические основания, Ломоносов обратился в сенат с прошением, в котором, сославшись на петровский указ от 3 декабря 1723 года, позволявший всем желающим заводить фабрики и мануфактуры, попросил разрешения «завесть фабрику делания изобретённых мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок, стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Примечательно, что в прошении Ломоносов не указывал на изготовление мозаичных картин, а предполагал создавать только смальты. Их он брался поставлять тому, «кому велено будет». Далее он просил отвести ему земли в Копорском уезде и дать около 200 душ крестьян «мужеска полу», которым «быть при той фабрике вечно», а также на пять лет беспроцентную ссуду в 4000 рублей. Но этим просьба не ограничивалась. Ломоносов просил ещё привилегию на 30 лет, запрещающую кому-либо, кроме него, производить изделия из цветного стекла.

Сенат указом от 14 декабря 1752 года дал разрешение на заведение фабрики и выдачу из мануфактур-коллегии ссуды, но пожаловать населённые деревни и крестьян могла только императрица.  15 марта 1753 года последовало «именное повеление» государыни Елизаветы Петровны: «дать ему, Ломоносову, для работ к фабрике в Копорском уезде из Коважской мызы от деревни Шишкиной 136, из деревни Калищ 29, из деревни Усть-Рудиц 12, от мызы Горья Валдай и деревни Перекули и Липовой 34 – всего 211 душ со всеми к ним принадлежащими по описным книгам землями». Это был уникальный случай, когда земли были пожалованы черносошному крестьянину по происхождению, только в 1751 году получившему за научные и литературные труды чин коллежского советника, который давал ему право на потомственное дворянство. Появился у Ломоносова и влиятельный покровитель – И.И.Шувалов, новый фаворит императрицы Елизаветы Петровны, который отличался от других вельмож любовью к наукам и пренебрежением к чинам и должностям.

Обследовав пожалованные императрицей земли, учёный начал строить фабрику в Усть-Рудице из-за обилия проточной воды. При её строительстве Ломоносов выступил как новатор – ручной труд на тяжёлых операциях заменили механизмы, приводимые в рабочее состояние приводами от колёс водяных мельниц, устроенных при плотине. Подобных вододействующих стекольных заводов ни в России, ни за рубежом в ту пору не было. В Усть-Рудице Михаил Васильевич проявил себя и как незаурядный конструктор, и великолепный организатор, и архитектор, и гидротехник, и проектировщик, и инженер-конструктор. Строительство фабрики шло быстрыми темпами, уже в феврале 1754 года она начала выдавать продукцию. Работали на фабрике крестьяне Ломоносова, которых он сам обучил разным специальностям: «Из данных мне крестьян молодые люди обучались на здешних стеклянных заводах», двое учеников из местных крестьян научились «стеклянной работе, а особливо вытягивать стеклянные стволики к поспешному деланию бисера, пронизок и стекляруса. Бисер и пронизки делать трое нарочито обучились». Здесь же по чертежам Ломоносова изготавливали все необходимые инструменты для работы и огнеупорные горшки и тигли для варки стекла. Документы не содержат упоминаний о каких-либо конфликтах учёного с крестьянами. Ломоносов уважал своих помощников, заботился о них. На первом же году существования фабрики наиболее способные крестьяне стали обучаться «живописному мастерству для делания мозаики». Усть-Рудицкие, шишкинские и другие крестьяне с первых дней строительства фабрики помогали учёному при возведении плотины, строительстве дорог и многочисленных мостов, сооружении производственных и жилых зданий. Они работали на мельницах, в цехах у стекловаренных печей, в мастерской, занимаясь набором мозаичных полотен.

В настоящее время можно представить панораму и внешний вид фабрики. Эту возможность предоставляет «Привилегия», или дарственная грамота, выданная Ломоносову 2 сентября 1756 года на вечное потомственное владение «оной фабрикой со всеми землями, угодьями и приписанными к ней крестьянами, ежели та фабрика им, Ломоносовым, содержана будет в полном порядке». Грамоту украшают миниатюры, на которых изображены внешний вид фабрики, отдельные здания, интерьеры производственных помещений, детали производственного процесса. Центром ансамбля был деревянный дом с мезонином на фундаменте из красного кирпича – «дом для приезду». В нём жил учёный, останавливались приезжавшие к нему гости. На самом берегу речки Рудица, справа и слева от дома, находились два больших здания с большими окнами. Левое – лаборатория – главный цех фабрики. В ней были сосредоточены все горячие работы и велись опыты по совершенствованию технологии изготовления монохромных и полихромных стёкол. В лаборатории было 9 печей: «печь на 15 пуд материи, малая печь на один пуд материи, каленица, три финифтяных печи, пережигательная и плавильная печи, бисерная печь о шести устьях с муферами». Все печи имели купольные перекрытия, отличались размерами. Тянульные и финифтяные печи целиком изготавливались из гжельской огнеупорной глины. На речке построили плотину с воротами и шлюзами и установили три мельницы – толчейно-шлифовальную,  мукомольную и пильную. Все пильные, мукомольные и шлифовальные работы производились с помощью водяного привода. Над лесопилкой возвышалась «самопишущая обсерватория» – метеорологическая станция для наблюдений за погодой и исследований атмосферного электричества. Вниз по течению речки располагалась слобода для фабричных людей. Вдоль прямой улицы размещалось 10 однотипных домиков с высокими коньками. Детали производственного процесса на фабрике Ломоносова нам не известны, так как архив учёного не сохранился. Сегодня мы только можем предположить, как изготавливалось стекло на его фабрике.

Всего фабрика производила 14 видов сортовой посуды: чернильницы, песочницы, штофы, ароматники, нюхательницы, чашки, кружки, стаканы, чарки, бокалы, цветники, блюдечки. С 1761 года фабрика приступила к изготовлению в большом количестве смальт – плотных непрозрачных цветных стёкол, используемых при создании мозаичных работ. Эти смальты использовали для украшения интерьеров в новом дворце великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов). Долгое время здешний дворец называли голландским домиком. Только в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось современное название Китайский дворец, возникшее потому, что ряд интерьеров был оформлен с использованием подлинных произведений китайского искусства по моде того времени. Одну из комнат этого дворца – Стеклярусный кабинет – отделали стеклярусом, произведённым на фабрике Ломоносова в Усть-Рудице. Крупный бисер в виде трубо чек нанизывали на прочные нити и использовали в настенных панно. Пол в этом кабинете был набран из смальт, и, по воспоминаниям современников, напоминал россыпь драгоценных камней. Смальты были использованы для украшения рам, обрамляющих портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы Петровны в Большом круглом зале дворца. Общее количество смальт, поставленных для дворца, только за 1762-1763 годы составляло 204 пуда на сумму 1020 рублей.

В. ИГНАТЕНКО.

Фото из архива автора и фондов краеведческого музея города Ломоносов.

Продолжение материала в следующем номере.

You may also like

О газете

Газета «Балтийский луч» зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ
№ ТУ 78-00616 от 21 мая 2010 года.

© 2016 — 2024 АНО «Редакция газеты «Балтийский луч».

Яндекс.Метрика