В Мемориальном доме-музее Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине устраивают экскурсии с «изюминкой».
На подходе к музею охватывает радостное предвкушение. Милый одноэтажный дом с мезонином стоит на берегу Тихвинки, прямо напротив Успенского мужского монастыря. Вокруг – пейзаж, который оставляет ощущение гармонии, уюта и покоя. Как же этого сейчас не хватает!
Дом встречает гулкой тишиной. Он пуст. Вот так дела!
– В прошлом году завершились реставрационные работы, которые длились полтора года. В декабре 2021-го мы рискнули – открыли дом-музей Николая Андреевича Римского-Корсакова для посещения. Пока не готова постоянная экспозиция и в здание не вернулась обстановка, – поясняет руководитель музея Элен Викторовна Бордовская.
Элен Викторовна приглашает пройти и познакомиться со стендовой выставкой «Хранитель памяти». Главным экспонатом выступает сам дом, видевший рождение маленького Ники, его детство, приезды на каникулы из Санкт-Петербургского Морского кадетского корпуса.
Признаюсь, к мемориальным музеям питаю слабость. Любопытно разбираться, как повлияли окружение и, фигурально выражаясь, стены на формирование личности, на судьбу выдающегося человека. В Тихвине же для всех ценителей истории приготовили дивный подарок. Погружение в историю усадьбы происходит через рассказ о её реставрации, перепланировках, перестройках, интерьерах… Настоящая интрига. С точки зрения музейных технологий – весьма оригинальный ход.
Деревянный дом был построен в 1801 году дедом композитора. Возвели его по архитектурным канонам позднего классицизма. Получилась типичная русская дворянская усадьба – простая и лаконичная, выкрашенная в палевый цвет, украшенная белым декором, с анфиладой парадных покоев по главному фасаду, жилыми комнатами с окнами в сад и мезонином, где располагались детская и «птичник».
Для нас, преодолевших крутую лестницу, птичьи трели в мезонине стали очаровательной неожиданностью. Оказывается, Софья Васильевна, мама Николая Андреевича, любила пернатых и в доме обитало немало певчих птиц. Был и амазонский попугай. Послушайте оперу «Золотой петушок» и угадаете его пение в лейтмотиве Додонова попугая.
Чуть отвлекусь. В музее работает формат семейного посещения. Пока взрослые ходят по залам, ребят уводят наверх на интерактивное занятие: им дают послушать птичий щебет, позабавиться с игрушками того времени, написать письмо гусиными перьями… Много всякой всячины здесь придумали для юных посетителей!
А попали мы в мезонин через… шкаф. Книжный шкаф в углу одной из гостиных оказался потайной дверью. Элен Викторовна, подведя к нему группу экскурсантов, выдержала паузу, а потом распахнула створки. Таких секретов у дома Римских-Корсаковых предостаточно. Элен Бордовская нас то и дело озадачивала. Например, спросила: почему в парадной гостиной дубовый паркет двух оттенков?
Раритетов – уйма. Нам показали фрагменты подлинных обоев, наклеенных в 1831 и 1859 годах. Те, что сейчас на стенах, изготовлены по историческим рисункам.
Дом-музей располагает 329 мемориальными предметами – батистовой крестильной рубашкой Николая Андреевича, его чесучовым пиджаком, клавирами и партитурами с автографами, роялем, на котором играли Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Скрябин… Сохранился рисунок, сделанный 42-летней Софьей Васильевной после увиденного ею вещего сна – он подсказал даме, что она во второй раз станет мамой.
Вязь сюжетов бесконечна: все они раскрывают историю великой фамилии, которая дала стране не только выдающегося композитора. Между прочим, род Римских-Корсаковых насчитывает 6 адмиралов!
Честное слово, экскурсия – редкое наслаждение. Приезжайте в дом-музей. Обязательно с детьми.
Людмила Кондрашова.
Фото Сергея Шитова.