Публикации
24 сентября 2020

Что имеем – не храним?

О лоцманском селении, расположенном в начале посёлка Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области, кто-то что-то слышал, кто-то там бывал, а кто-то даже живёт в домах, построенных 100-150 лет назад. Но при этом данная тема так и остаётся инопланетной для большинства. К сожалению, пока только единицы понимают необходимость сохранения лоцманского селения как историко-культурной уникальной территории на берегу Финского залива, где до наших дней сохранилось 53 объекта деревянной функциональной архитектуры.

Мероприятие, состоявшееся на минувшей неделе в здании лоцманского собрания, где в настоящее время размещается православный приход церкви Николая Чудотворца посёлка Лебяжье, можно рассматривать как ещё одну попытку популяризировать историю лоцманского селения, донести до людей, живущих здесь, уникальность сохранившегося до наших дней островка морской истории России. Вселяет оптимизм то, что инициатором встречи в этот раз выступил комитет по культуре Ленинградской области совместно с ленинградским областным отделением всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» при участии санкт-петербургского отделения потомков лоцманских династий.

Выступление автора проекта «Лоцманы России на службе Отечеству» Натальи Каралаш-Марухиной было посвящено тому, как появилось лоцманское селение в санкт-петербургской губернии. Для многих местных жителей, пришедших на встречу, услышанная информация стала открытием. Вспомнить, как выглядело лоцманское селение в начале 2000-х годов и погрузиться в ту атмосферу, помогли картины художника Владимира Слепухина. В 2004 году десять художников Санкт-Петербурга и Ленинградской области были приглашены на выездной пленэр в лоцманское селение, чтобы запечатлеть, каким оно было на тот момент. Получилась очень красивая экспозиция. Для персональной выставки в здании лоцманского собрания член союза художников России Владимир Слепухин выбрал девятнадцать картин с видами лоцманского селения.

По приглашению председателя областного комитета по культуре Владимира Цоя перед участниками встречи выступил государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица» под управлением заслуженного артиста РФ Игоря Тонина. Это стало праздничным аккордом в завершение мероприятия. Каждый из музыкантов - солист-виртуоз. Благодаря этому, «Метелица» владеет огромным уникальным репертуаром, частью которого музыканты поделились с жителями Лебяжья, к обоюдной радости.

Так что же такого уникального в лоцманском селении и зачем его нужно сохранять? Давайте спросим об этом Наталью Ивановну Каралаш-Марухину которая вот уже 20 лет в буквальном смысле «бьётся» над тем, чтобы лоцманскому селению как объекту материальной культуры был присвоен статус. Потому что без статуса место компактного проживания лоцманов конца XIX-начала XX веков, аналогов которому в России нет, потеряет свою подлинность, будет обезличено современной перестройкой, и значит – уничтожено навсегда.

Лоцманское селение вошло в жизнь Натальи Каралаш-Марухиной в 1995 году, когда она в должности директора дома культуры Ломоносовского района поехала знакомиться с вверенными ей очагами культуры на местах. И ошиблась остановкой - вышла из электрички не в самом посёлке Лебяжье, а немного раньше. Её поразили старинные деревянные дома на высоком фундаменте, архитектура которых явно отличалась от привычных нам деревенских домов. Спросила прохожего – что это? И услышала в ответ – лоцманское селение. Потом родилась идея проведения лоцманского праздника к 300-летию образования Российского флота. В 1996 году в Лебяжье состоялся 1-й историко-культурный праздник «Балтийский лоцман».

И чем больше накапливалось материала о лоцманском селении, о его людях, быте, нравах, о его истории, тем яснее становилась задача сохранить островок морской истории России, жизни, культуры людей особой профессии. Работа в архивах и тесное взаимодействие с потомками лоцманских династий помогли Наталье Ивановне узнать много интересной информации по истории возникновения лоцманской службы в России. Год создания лоцманской службы в Санкт-Петербурге – 1709-й. Пётр I всегда мечтал о выходе в Балтийское море, но для того, чтобы безопасно проводить суда, чтобы они не попали на мель, нужны были специалисты.

Цех кронштадтских лоцманов был утверждён высочайшим соизволением 10 августа 1864 года. Его главное назначение - проводка коммерческих судов от Толбухина маяка до Кронштадтской гавани и до вех большого Невского фарватера, а также вывод судов обратно. В цех принимаются только русские подданные, всех вероисповеданий, крепкого телосложения и не «одержимы никакой хронической болезней», хорошего поведения, с высокими профессиональными знаниями. Цех подчинялся лоц-командиру, который утверждался на должность морским министерством.

Свою деятельность цех кронштадтских лоцманов начал с 1 октября 1864 года. Первая команда была сформирована из финляндских лоцманов и состояла из 15 лоцманов и 5 лоцманских учеников. Согласно уставу, каждый лоцман обязан иметь русских учеников, чтобы со временем в цехе было достаточное число опытных русских лоцманов. На обустройство цеха из казны «заимообразно» на три года было выделено 15 тысяч рублей. На эти средства были обустроены лоц-вахты в Купеческой гавани в Кронштадте и на Лондонской мели, приобретены плавсредства: тендер, два датских бота, одна большая и две маленькие финки в полном вооружении, позже купили ещё два спасательных бота. В аварийный капитал было выделено 5 тысяч рублей.

Сразу же после учреждения цеха кронштадтских лоцманов, был поставлен вопрос о компактности их проживания. «От полного заселения образуется чисто морская каста в одном месте, которая будет полезна не только для Кронштадта, но и для всего государства» – писал в рапорте первый командир лоцманского цеха капитан II ранга Юстус Эриксон. Для обустройств нового селения 31 декабря 1865 года на южном берегу Финского залива, близ деревни Лебяжье Петергофского уезда был приобретён участок земли в 26 десятин 950 квадратных сажень на собственные средства цеха за сумму 3325 рублей. На этой земле было построено лоцманское селение, которое в 1885 году комиссией по Кронштадтскому порту признано «образцовым». Все в этом селении было продумано и сделано так, чтобы обитатели его ни в чём не знали нужды.

К 1915 году здесь было выстроено 27 лоцманских деревянных домов, каждый состоял из пяти комнат, имел большую остеклённую веранду, местный водопровод, с помощью насоса набиравший воду для санитарного блока дома. У каждого дома был персональный ледник и сарай, куда централизованно завозился лёд и дрова на целый год. В свой срок дворник приносил положенное количество керосина, ежедневно из колодца привозили питьевую воду. Отдельные дома предназначались для священника из четырёх комнат; плотника-десятника, садовника, четыре дома для сторожей, двух служащих общества фонарщика и конюха, четыре дома для пенсионеров и семей потерявших кормильцев, дом лоц-командира и дом лоцманских учеников.

Из общественных построек были возведены здание амбулаторного пункта, где размещались аптека, инфекционный блок и квартира фельдшера, здание экономичной лавки (магазины), двухэтажный особняк лоцманского собрания, в котором размещались школа для детей младших классов, 2-годичные мореходные классы для обучения лоцманских учеников, лоцманское собрание, домовая церковь, танцевальный зал, библиотека, управа, квартира учительницы и псаломщика, здание телеграфа, кегельбан (боулинг). Построены подсобные помещения: две бани, две прачечные, отдельно баня-прачечная у пенсионных домов, конюшня и экипажная, две кладовые – в одной размещалось пожарное депо, кузница и помещение мастерской, в другой – склад для леса; два шлюпочных сарая, навес для лесного материала, в котором находилось второе пожарное депо, сарай для склада запасного керосина и оранжерея с парником.

У здания лоцманского собрания была оборудована спортивная площадка, на берегу залива – две купальни для девочек и одна для мальчиков. Через всё селение проходили бульвары из ценных пород деревьев – дуба, бука, вяза, граба. Отдельно для прогулок создана липовая аллея, было вырыто 9 колодцев, имелось три мостика через лоцманский канал – один для транспорта и два пешеходных. К югу от рощи располагалось удивительно ухоженное лоцманское кладбище с часовней, которое было обнесено оградой и глубоким рвом. К северу от берега выведена в море шлюпочная пристань. Берег вдоль моря укреплён каменным ряжем, что предохраняло лоцманские дома от размыва, обустроен бульвар и дорожки к каждому дому. Напротив селения в море на 800-900 метров выстроена свайная гавань для заходов в неё пароходов и ботов общества, на её стенке имелось жилое помещение для сторожа. Селение прекрасно освещалось с 1911 года большими керосино-калильными фонарями по 1250 свечей каждый. Устроены дорожки из битого кирпича и канавки со стоком воды в залив.

Общество кронштадтских лоцманов само содержало своих пенсионеров, семьи потерявших кормильца и обслуживающий персонал до 40 человек - доктора, фельдшера, медсестру, шкипера (капитана), машиниста, кочегара, матроса, сторожа при церкви, четырёх дворников, фонарщика, кока (повара), телефонистку, плотника-десятника, садовника, помощника садовника, конюха, нянечку на летнее время для младших детей.

Личный состав общества состоял из лоц-командира, помощника, старосты, двадцати лоцманов 1-го разряда, пяти лоцманов 2-го разряда, двенадцати лоцманских учеников, священника, псаломщика, заведующего и учителя лоцманского класса, учительницы для девочек и преподавателя по рукоделию. Денежные капиталы общества хранились в процентных бумагах кронштадтского казначейства.

Селение было огорожено красивой оградой из штакетника, окрашенного охрой, вершины штакетника украшены белого цвета «сердечками», в центре ограды были кованные железные ворота с надписью «Лоцманское селение». Все имущество как движимое, так и недвижимое было застраховано в пожарном страховом обществе России.

После революционных событий 1917 года денежные средства общества были национализированы. Работа в Кронштадтском коммерческом порту приостановлена ещё в период военных действий первой мировой войны. Все лоцманы были призваны на военную службу с 1914 года в охрану водного района кронштадтского морского порта, а затем в 1918 году - в управление безопасности кораблевождения на Балтийском море. Имущество лоцманского селения было передано в народный комиссариат по морским делам. С этого времени лоцманское селение стало военным городком №4, и до сегодняшнего дня оно находится на балансе морской инженерной службы Ленинградской военно-морской базы.

Недостроенная лоцманская каменная церковь по проекту архитектора Василия Косякова, убранство из домовой церкви лоцманского собрания в 1918 году переданы союзом лоцманов России в ведение прихода посёлка Лебяжье.

К 1928 году все лоцманы Кронштадтского общества, вместе с семьями были переселены из своих домов в Ленинград, на Подзорный остров, где жили санкт-петербургские лоцманы. На этом, некогда неизвестном острове, Пётр I построил свой первый каменный дворец и назвал его Подзорный. В 1855 году этот разрушающийся остров был передан лоцманам Санкт-Петербурга для корпоративного проживания.

Репрессии, захлестнувшие СССР в 1930-1940 годы, не обошли стороной и лоцманов. Большинству были предъявлены крайне надуманные обвинения, затем последовали жестокие приговоры. Реабилитированы все посмертно.

В 2004 году исполнилось 140 лет со дня образования общества кронштадтских лоцманов, чьё селение чудом сохранилось на южном берегу Финского залива, близ поселка Лебяжье в Ломоносовском районе Ленинградской области. К этому времени практически завершился первый этап исследовательской работы на основе изучения архивных материалов, который был начат в 2000-ом году. Полученными знаниями Наталья Каралаш-Марухина вместе с потомками лоцманских династий щедро делились в журнальных статьях, издавали книги на эту неизвестную для многих тему. Популяризировали историю лоцманского дела через выставки, которые они провели во всех морских учебных заведениях Санкт-Петербурга.

Сегодня мы имеем подлинную, документальную историю жизни и деятельности людей, принадлежавших лоцманской профессии и архитектурно-градостроительный комплекс лоцманское селение, который состоит из 53 объектов деревянной функциональной архитектуры, выстроенных к 1916 году. Первые четыре дома были поставлены на учёт как вновь выявленные объекты культурного наследия в 1991 году. Ещё 36 зданий и строений лоцманского селения были поставлены на учёт в 1993 году и 13 объектов – в 2019 году. В затянувшемся вопросе о присвоении статуса объекту культурного наследия – лоцманскому селению – появилась надежда в связи с тем, что комитет по культуре Ленинградской области возглавил молодой энергичный руководитель Владимир Цой, который встал на защиту многих объектов культурного наследия в регионе.

Мы часто восхищаемся тем, как чтут свою историю, обычаи в других странах. А сами зачастую походя топчем, что у нас под ногами; из-за собственной лени, безалаберности не храним то, что у нас есть. Причём, это могло бы быть полезным не только с точки зрения знания своей истории, но и выгода была бы экономическая, если уж сегодня всё рассматривается с этой точки зрения. Сейчас очень моден экотуризм, нашлось бы много желающих посмотреть в первозданном виде целый посёлок, сохранившийся спустя 150 лет. Узнать интересную и познавательную историю о жизни целой касты умных образованных порядочных людей, которые, представьте себе, у нас в России смогли создать почти коммунизм в отдельно взятом селении – заботиться о своих пенсионерах, бесплатно учить и содержать детей погибших лоцманов, всех обеспечивать комфортным жильём вплоть до садовника и сторожа. Нам этому и в 21-м веке ещё учиться и учиться.

В своё время, в советском союзе я ездила по путёвке в Литву и Эстонию. И помню, был целый туристский маршрут – музей быта. На кораблике нас доставляли то к одному, то к другому месту на берегу, где в воссозданном виде были представлены хутора разных эпох с хозяйственными постройками, утварью, внутренним убранством жилища. Почему бы не сделать подобный маршрут для туристов в лоцманское селение? Причём, туристы могли бы приезжать сюда как на наземном, так и на водном транспорте. Как в былые времена корабль или современная «Ракета» останавливались бы на расстоянии от берега, а по мелководью туристов бы довозили до пункта назначения на лодках и ботах, как это было во времена лоцманов. И селение не пустое, здесь живут люди, что тоже, на мой взгляд, лучше, чем ходить по безжизненному пространству, чисто музейному варианту. Обязательно найдутся хотя бы два-три хозяина, которые будут готовы показать туристам, как выглядят лоцманские дома изнутри. Такие энтузиасты уже есть. Одна из местных жительниц построила на своём участке летнюю веранду – музей лоцманской истории. Ей интересно всё, что связано с домом и селением, в котором она живёт.

Говорят, мечтать – не вредно. Вредно – не мечтать. Но для того, чтобы мечта осуществилась, нужно сделать первый шаг или хотя бы присоединиться к уже идущим в этом направлении.

И.Степанова. Фото автора и из архива Н.Каралаш.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций

«Сентябрь 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх