Публикации
01 июня 2020

Аэродром Борки

Борки – оперативный аэродром морской авиации Балтийского флота, находившийся рядом с одноимённой деревней. До Великой Отечественной войны в Борках имелось одно маленькое грунтовое лётное поле, где могли временно базироваться истребители и другие лёгкие самолёты. В первые месяцы войны, в 1941 году, рядом начала строиться, а в 1942 году введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса для двухмоторных бомбардировщиков. Аэродром по назначению эксплуатировался почти два десятка лет – до 1959 года, затем ещё около сорока лет – до 1997 года здесь размещалась учебно-техническая база авиационно-технических учебных заведений, базировавшихся в посёлке Лебяжье.

В 2016 году администрация муниципального округа г. Ломоносов к 100‑летию гидроавиационной базы в Ораниенбауме выпустила книгу «В небе Ораниенбаума», после чего в газете «Балтийский луч» появилась серия статей, рассказывающих о деятельности морской авиации на территории Ораниенбаума и Ораниенбаумского района (современного Ломоносовского района). Появились очерки о старейших аэродромах в Ораниенбауме и Новом Петергофе, о двух аэродромах возле деревни Гора-Валдай. К 75‑летию со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне продолжим рассказ об аэродромах Ораниенбаумского плацдарма, на этот раз познакомим читателя с фронтовым аэродромом Борки.

Ораниенбаумский плацдарм образовался в сентябре 1941 года, когда противник смог прорваться к Финскому заливу на участке Новый Петергоф – Урицк (Лигово) и замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. Но советским войскам всё же удалось «зацепиться» за клочок берега на глубину 20-25 км, длиной 65 км в направлении с запада на восток от устья реки Воронка до восточной окраины Ораниенбаума. На острове Котлин в Финском заливе, напротив плацдарма, находится морская крепость и военно-морская база Кронштадт, куда в последние дни августа – начале сентября 1941 года из Таллина, уже захваченного врагом, пришли корабли Балтийского флота.

Между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом, кроме воздушного коридора над заливом, сохранилась другая связующая нить – морской фарватер. Перед авиацией противника стояла задача сломить оборону плацдарма и Кронштадта, подавить нашу береговую и корабельную артиллерию, ударами с воздуха уничтожить Балтийский флот. Случись это, корабли немецко-финских морских сил прорвались бы в Невскую губу и полностью блокировали Ленинград с моря. Поэтому, наряду с воздушной разведкой, одной из главных задач нашей морской авиации стала противовоздушная оборона Ораниенбаумского плацдарма и военно-морской базы Кронштадт. Другой важнейшей задачей, поставленной ВВС Балтийского флота, стало подавление дальнобойной артиллерии противника в районе Пушкин – Красное Село – Стрельна, систематически обстреливающей город и морской фарватер. После наступления морозов нельзя было допустить выхода вражеских войск на лёд Финского залива.

На южном берегу Финского залива к середине сентября 1941 года осталась единственная, не занятая врагом, авиабаза с гидроаэродромом Гора-Валдай, где собрали остатки летающих лодок МБР‑2, и ещё оперативный аэродром в Борках. К западу от крепости Кронштадт на острове Котлин имелся аэродром Бычье Поле. Два последних спешно достраивались в первые месяцы войны.

Аэродром Борки числился в перечне аэродромов морской авиации с 1939 года, но был плохо приспособлен для приёма самолётов. Кроме маленького грунтового лётного поля овальной формы 900 на 700 метров, до Великой Отечественной войны там не было почти ничего. На поле могли садиться только лёгкие самолёты, так что в 1941 году этот аэродром использовался ограниченно. Но в годы войны аэродром Борки стал одним из двух главных фронтовых аэродромов Ораниенбаумского плацдарма.

Аэродром расположен на территории Лебяженского городского поселения к юго-западу от одноимённой деревни Борки (упразднённой), теперь окружённой и вытесненной садовыми товариществами. Добраться туда можно с Балтийского вокзала в Петербурге электричкой на Калище, остановочный пункт «Чайка», а там немногим более километра пройти пешком по старой булыжной дороге. Но проще доехать через Ораниенбаум на машине. Перед въездом в посёлок Лебяжье имеется пункт пограничного пропуска, за ним налево будет съезд на ту самую дорогу в Борки и к мемориалу «Крылья». В настоящий момент с большим трудом можно обнаружить следы военного времени, останки землянок и капониров, которые находились к северо-западу и к югу от лётного поля. Теперь оно представляет собой кочковатую, заросшую кустарником местность, отчасти заболоченную из-за того, что на протекающем рядом ручье после войны была сделана запруда.

Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв.

Продолжение следует.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций
«Июнь 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх