Публикации
19 февраля 2020

Путешествие из Петербурга в Ораниенбаум

Продолжение. Начало в № 6.

В окрестностях платформы Электродепо до наших дней чудом уцелело старообрядческое громовское кладбище. Оно расположено на углу Митрофаньевского шоссе и Ташкентской улицы и является первой достопримечательностью на нашем пути, которую можно отнести к категории забытых. Пройти к некрополю от платформы Электродепо можно пешком через путевое развитие, налево по ходу поезда. Этот маршрут под силу лишь любителям экстремального туризма, поэтому мы рекомендуем более простой путь по Ташкентской (Старообрядческой) улице от станции метро «Московские ворота».

Громовское кладбище было основано в начале XIX века на земле, пожертвованной для этой цели купцом Федулом Громовым, представителем влиятельной торговой династии старообрядцев-поповцев. В русском религиозном расколе традиционно существовали два самостоятельных течения: беспоповцы и поповцы. Первые отвергали священников, возведённых в сан принявшими реформы патриарха Никона епископами, и когда умер последний из священнослужителей-раскольников, священства у беспоповцев не осталось вовсе. Поповцы же, напротив, активно привлекали к себе отошедших от официального православия священнослужителей. После выхода в 1844 году «указа о беглых попах», запрещавшего такие переходы, поповцы, путём сложных политико-религиозных манипуляций, обрели собственного епископа в Белых Криницах, на территории тогдашней Австрийской империи. Перейти в старообрядчество согласился бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий (в миру Андрей Паппа-Георгополи). Теперь он, как епископ, согласно церковным канонам, получил право возводить в сан новых священников.

Громовское кладбище сегодня — абсолютно забытая городскими властями территория, окружённая гаражами и сараями. За каменными воротами в русском стиле (Ташкентская улица, 8) можно видеть старый пруд и удручающе замусоренные каналы, берега которых кое-где выложены известняковой путиловской плитой. На кладбище сохраняется ряд старинных надгробий со старообрядческой символикой — восьмиконечными крестами «с домиком», есть и руины намогильных часовен.

Название следующей станции Броневая напоминает о том, что в военные годы основной продукцией расположенного неподалёку Кировского завода были танки. Перед станцией слева проходит ветка от бывшего Варшавского вокзала. Ещё семь лет назад на Броневой и следующей за ней платформе Ленинский проспект осуществлялось движение двух пар электропоездов одновременно: к Балтийскому и Варшавскому вокзалу и в обратном направлении. После закрытия Варшавского вокзала все электропоезда из Ораниенбаума, Гатчины и Луги приходят на Балтийский; линия к Варшавскому  вокзалу с платформой Корпусное шоссе для пассажирского движения не используется. Рядом с платформой сохраняется полуразрушенное здание билетных касс типового советского проекта.

Платформа Корпусное  шоссе и парк Авиаторов у станции Броневая названы так по находившемуся в этих местах Корпусному аэродрому — одному из первых  в России. Аэродром использовался для испытаний самолётов и дирижаблей, подготовки пилотов и технического состава молодой русской авиации, проведения авиа-праздников. С 1913 года аэродром являлся базой 1-й авиационной роты Гвардейского корпуса (отсюда название). Взлётная полоса шла от современной Благодатной улицы до улицы Победы.

В 1920-х годах Корпусной аэродром был главным аэродромом гражданской авиации Петрограда-Ленинграда. В начале 1960-х годов его бывшую территорию застроили многоэтажными домами; рядом возник благоустроенный студенческий городок. Память об аэродроме сохраняется также в названии парка Авиаторов, расположенного южнее станции Броневая слева по ходу поезда.

К востоку от станции Броневая между двумя полосами развязки Западного скоростного диаметра находятся остатки трамвайного кольца 16-го и 50-го маршрутов, закрытого осенью 2002 года. Когда-то на трамвае от Броневой можно было доехать по Московскому проспекту в сторону центра и в Купчино. В перспективе рядом с Броневой будет построена одноимённая станция метро Красносельско-Калининской линии, что существенно разгрузит Балтийский вокзал.

Разделение поездов на Лугу и Гатчину-Балтийскую — Ораниенбаум происходит за Броневой, однако платформа Ленинский проспект имеет ещё четыре посадочных перрона, и только за ней линии окончательно расходятся.

Платформа Ленинский проспект расположена на пересечении железной дороги с одноимённой автомагистралью — главной улицей жилого района Дачное. До 1977 года Ленинский проспект назывался проспектом Героев.

Современное Дачное имеет площадь около 100 гектаров и население более 140 тысяч человек. Большая часть Дачного застроена монотонно повторяющимися пяти- и девятиэтажками из крупноблочных панелей. А когда-то в Дачном действительно стояли дачи и цвели сады. В рекламе посёлка, построенного здесь в 1908 году, говорилось: «… Местность Дачного возвышенная, сухая, лесистая, живописная. Водопровод с невской водой; улицы мощёные, освещаются; телефон, молочная ферма, парк…». Ингерманландские финны из окрестных деревень (на Пулковских высотах и в сторону Лигова) прозвали вновь возникшее поселение на свой манер Tasnoi. Им, производителям сезонной сельскохозяйственной продукции, соседство с состоятельными дачниками было очень выгодно. Деревянное Дачное было разобрано на дрова в годы блокады. Ныне память о нём хранят одичавшие яблони да вишни, в изобилии растущие рядом с многоэтажными домами. С началом массовой жилищной застройки для жителей Дачного, удалённого от центра города на достаточно приличное расстояние, остро встала транспортная проблема. В настоящее время её довольно успешно решают две станции метрополитена — «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». Однако был период, когда станция здесь была одна, да и то временная.

Наземная станция «Дачное» ленинградского метрополитена, открытая в 1966 году, просуществовала до 29 сентября 1977 года. Часть пути от «Автово» до «Дачного» голубые экспрессы проходили по поверхности земли. Стеклянный вестибюль метровокзала располагался на углу Трамвайного проспекта и бульвара Новаторов. Станция была  тупиковой, с островной платформой, к двум сторонам которой прибывали поезда. 5 октября 1977 года, одновременно с пуском в эксплуатацию нового подземного участка от «Автово» до «Проспекта Ветеранов», станция «Дачное» прекратила своё существование.

«Дачное» — первая наземная и единственная упразднённая станция петербургского метрополитена. О том, что она когда-то существовала, нынешнее поколение горожан уже начало забывать.

Раньше в окрестностях платформы Ленинский проспект находился дачный посёлок Княжево, основанный в 1904 году. Собственно же местность Дачного до революции начиналась несколько южнее, за железнодорожными мостами на совмещённой Балтийско-Варшавской линии, устроенными там, где эта линия пересекается  с грузовой веткой от станции Предпортовая на Автово и Угольную гавань.

В районе моста справа по ходу поезда из насыпи железной дороги выглядывают два бетонных дота. Это элементы внешнего оборонительного обвода Ленинграда, построенного летом-осенью 1941 года в обстановке быстрого приближения к городу немецких войск. Первый из дотов, артиллерийский, находится перед мостом. Он не так сильно засыпан поднявшимся за шестьдесят с лишним лет «культурным слоем», как расположенный южнее моста его пулемётный собрат. Ещё два дота, один из которых отмечен мемориальной доской, сохранились на северной стороне Ленинского проспекта.

За мостом справа из окна вагона просматривается колокольня деревянной церкви святого Василия Великого, построенной в 1998 году на территории садоводческого рынка «Русская деревня» по инициативе его владельца, зачинателя движения садоводов и огородников нашей страны Василия Ивановича Захарьящева.

У Дачного находится Лиговский канал, длина которого ныне составляет около 20 километров. Он был построен в петровское время. Канал начинается в окрестностях железнодорожной станции Горелово от специального шлюза, через который одна часть вод реки Лиговки (в старину Лиги, позже в нижнем течении эту реку стали называть Дудергофкой) идёт по старому руслу в Финский залив, а другая часть — через искусственное русло Лиговского канала к накопительным прудам фонтанной системы Летнего сада. Да-да, не удивляйтесь: в Летнем саду, как и в Петергофе, по желанию Петра также были устроены фонтаны. Лиговский канал утратил своё значение в 1777 году, когда фонтанная система Летнего сада была разрушена наводнением. В период с 1891 по 1969 годы трасса канала в черте города была последовательно засыпана из-за антисанитарного состояния. Сейчас по части бывшего канала проходит Лиговский проспект.

Мы ещё имеем возможность прогуляться по тихой берёзовой аллее, которая идёт вдоль Лиговского канала в сторону Ульянки, полюбоваться зарослями садовой вишни и облепихи. Если же пойти в глубь дачного массива, то в самом центре его можно обнаружить деревянную часовню святого Николая Чудотворца, построенную несколько лет назад для «духовного окормления» садоводов.

Наиболее интересные места в Дачном находятся по правую сторону от железной дороги. Мы идём к ним по Дачному проспекту — старинной магистрали с одним из самых недолговечных в Ленинграде-Санкт-Петербурге названий. В ХVIII веке нынешний проспект являлся центральной аллеей в имении вельможи и полководца елизаветинско-екатерининского времени графа Якова  Брюса. В XIX столетии аллея стала Екатерининским проспектом, а после революции — улицей Ш-го Интернационала. В 1980-х годах, после смерти главного идеолога КПСС, «серого кардинала» Суслова, на карте Ленинграда появился проспект его имени. В разгар перестройки, в 1989 году, магистрали было возвращено прежнее название, хотя таблички на стенах домов поменять не успели. Спустя ещё пару лет улице присвоили новое нейтральное название — Дачный проспект.

На улице Подводника Кузьмина интерес представляет дом № 46. В 1990-х годах в бывшем двухэтажном здании комплекса бытовых услуг обосновались мормоны или, официально, церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Это одна из старейших и влиятельнейших мировых сект (фактически уже полноценная церковь), возникшая в США в XIX столетии. В старину мормоны были известны многожёнством, ныне не практикующимся из-за давления властей. После реконструкции фронтон здания на улице Подводника Кузьмина приобрёл зримый отпечаток архитектуры американской глубинки, какую мы привыкли видеть разве что в вестернах.

Дачный проспект вливается в Кронштадтскую площадь, образованную пересечением Ленинского проспекта и проспекта Стачек. Слева от этого места можно видеть остатки усадьбы Брюса: фигурный пруд с двумя островками, один из которых соединён с «материком» мостиком. На одном из островков возвышается металлическая ажурная беседка необычного вида, напоминающая готическую капеллу. Кто и с какой целью поставил её здесь в не такие уж далёкие годы — остаётся загадкой.

Живописная православная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии является подворьем Тервенического женского монастыря, расположенного в Лодейнопольском районе Ленинградской области. История появления этой церкви необычна. Она была перестроена во второй половине 1990-х годов из полуразрушенного загородного дома Р. И. Воронцова, соседа Я. Брюса.

Усадебный дом Воронцовых, сооружённый в конце 1750-х годов в классическом стиле, в начале XX века был одноэтажным, однако не исключено, что в прошлом здание имело мезонин или бельведер. Автором постройки предположительно является архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. После революции в бывшей усадьбе располагались различные советские учреждения, а в послевоенные годы — продуктовый склад и стройтрест.

В1990 году намеченное под снос здание было спасено усилиями государственной инспекции охраны памятников. На следующий год его заняла инициативная группа верующих, опередившая своих конкурентов — общество ингерманландских финнов «Inkerin Litto» («Ингерманландский Союз»), руководство которого выдвигало идею открыть в пустующем здании национальный культурный центр с магазином и кафе и даже заручилось поддержкой в этом вопросе тогдашнего министра культуры РСФСР Юрия Мефодьевича Соломина. Сейчас, глядя на реконструированную новыми владельцами постройку, даже невозможно предположить, что эта уютная церковь некогда была загородным увеселительным домом, хотя справедливости ради надо отметить, что возведение колокольни нанесло серьёзный ущерб зданию как памятнику архитектуры.

На противоположной стороне Дачного проспекта за новыми многоэтажными домами сохранились пруды, вырытые в начале XIX века в пойме речки Дачной, левого притока реки Красненькой. В прежние времена здесь также располагались загородные усадьбы. За прудами на Ленинском проспекте находится здание Новоапостольской церкви, построенное в 1990-х годах из светлого кирпича. Большой латинский крест на фасаде указывает на то, что это экзотическое для нашей страны религиозное объединение в своё время «отпочковалось» от традиционного католичества.

Из книги А.Серова

«Забытые достопримечательности южного берега Финского залива».

Продолжение следует.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций
«Февраль 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх