Публикации
18 февраля 2020

Путешествие из Петербурга в Ораниенбаум

Сегодня, дорогие читатели, мы отправляемся в путешествие по южному берегу Финского залива. Наш путь начинается с Балтийского вокзала в Петербурге и лежит до железнодорожной станции Ораниенбаум, то есть едем до города Ломоносов. А поможет нам сориентироваться в дороге путеводитель Андрея Сырова «Забытые достопримечательности южного берега Финского залива». Из книги этого замечательного автора мы узнаем много интересного, неизвестного, преданного забвению.

Балтийский вокзал – третий по времени сооружения и первый частный вокзал в столице Российской империи. Открытый в 1857 году вместе с железной дорогой от Петербурга до    Петергофа,    вокзал, как  и  сама  дорога, был сооружён на средства барона Александра Людвиговича Штиглица – представителя влиятельного    банкирского  рода,  предпринимателя и мецената. На ассигнования  Штиглица,  в  частности, было открыто петербургское училище технического рисования в Соляном городке – знаменитое в советское время художественно-промышленное училище имени  В.И.Мухиной  или,  в просторечии, «Муха».

Дорога на Петергоф строилась бароном Штиглицем «с правом владения до выкупа правительством». Позднее была построена ветка от станции Лигово до Красного Села, а основная петергофская линия продолжена до Ораниенбаума.

Здание Балтийского вокзала, изначально называвшегося  Петергофским,  было построено по проекту архитектора А.И.Кракау в 18551857 годах. В старину поезда останавливались под крышей центрального застеклённого зала, в котором сейчас находятся билетные кассы, магазины, бистро и т.д.

В 1866 году по инициативе дворянства Эстляндской губернии началось строительство Балтийской линии от станции Тосно Николаевской железной дороги до Балтийского порта (ныне эстонский город Paldiski; название является результатом «обэстонивания» русского слова «Балтийский». В 1872 году Балтийская железная дорога была соединена в Петергофско-Ораниенбаумской в районе Гатчины, и Петергофский вокзал по праву стал называться Балтийским.

В конце XIX столетия Балтийский вокзал представлял собою «станцию 1-го класса», где были предусмотрены покои для особ императорского дома, имелись залы для пассажиров всех трёх классов, «очень хороший буфет для I и II классов; особый буфет для III класса, ларь для книжной и газетной торговли, дамская уборная и при ней женская прислуга; мужская  уборная с прибором для умывания» (Верландер А.П. «По Балтийской дороге», СПб, 1883, ч. 1). При вокзале жил железнодорожный врач. Поезда с Балтийского вокзала отправлялись не только в пригороды Петербурга, но также в Ревель (Таллин), Дерпт (Юрьев, Тарту), Пернов (Пярну).

В январе 1933 года по линии от Балтийского вокзала до Петергофа пошли первые в советском союзе электрички.

Между современным железнодорожным терминалом и Обводным каналом раскинулась площадь Балтийского вокзала. Сейчас мало кто помнит, что когда-то на ней было трамвайное кольцо, а потом стоял монументальный памятник И.В.Сталину. Ныне в центре площади – сквер с памятником ополченцам Ленинского района Ленинграда. Слева к зданию вокзала примыкает наземный вестибюль станции метрополитена «Балтийская», построенный в 1955 году в стиле сталинского неоампира. Архитектура павильона метро, при всей своей добротности, никак не связана с традиционной европейской эклектикой старинного вокзала. Поэтому представляется весьма логичным, если когда-нибудь при гипотетической реконструкции здания вокзала и вестибюля метро будут приведены к «общему архитектурному знаменателю».

Площадь Балтийского вокзала, не так давно очищенная от ларьков эпохи перестройки и экономических реформ, отлично благоустроена. К сожалению, этого не скажешь о её ближайших окрестностях. Справа от вокзала проходит улица Шкапина (б. Везенбергская) – перегруженая траспортом и с целым ансамблем «недоснесённых» домов. Ещё несколько лет назад кинематографисты очень любили снимать здесь Сталинград 1943-го и Берлин 1945-го.

Целью поездки с Балтийского вокзала на электропоезде на Ораниенбаум-Калище является знакомство с малоизвестными достопримечательностями местности вдоль южного берега Финского залива. Следуя по этому маршруту, мы побываем у Константиновского дворца в Стрельне, который ещё недавно считался классической забытой достопримечательностью и медленно разрушался, познакомимся с интересными объектами в парках Петергофа, Ломоносова и их окрестностей, посетим бывший «паровозный отстойник» в Лебяжье, побываем на Красной Горке, чьи орудия на протяжении бурного XX столетия не единожды защищали от врага город на Неве.

От Балтийского вокзала до первой остановки платформы Электродепо электропоезд идёт мимо кирпичных пакгаузов и складов. В 2002 году в рамках подготовки к празднованию 300-летия Петербурга неказистые привокзальные постройки первыми в городе были отделены от железной дороги забором из гофрированного металлического листа. Нельзя не отметить, что такая организация припутевой территории зримо создаёт впечатление благоустроенности. Как-никак это дорога, ведущая к приморской резиденции президента России.

Между Балтийской и Варшавской железнодорожными линиями, в основном к югу от Малой Митрофаньевской улицы, когда-то находилось одно из самых больших кладбищ Санкт-Петербурга – Митрофаниевское. Основной достопримечательностью кладбища, где имелись православный и лютеранский (финский) участки, был храм во имя святого Митрофания, епископа Воронежского, построенный по проекту Константина Тона в 1839 году. И кладбище, и храм были полностью уничтожены в конце 1920-х годов. После войны здесь находилась гигантская, известная на весь Ленинград барахолка. Позже местность была застроена гаражами и складами.

Продолжение следует.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций
«Февраль 2020»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх