Публикации
19 апреля 2019

О возникновении города Ораниенбаум

Продолжение. Начало в № 8, 9, 10, 12.

Ключинская госпитальная дача. Ещё в 1843 году, в связи с ликвидацией морского госпиталя в Ораниенбауме, служебный участок кронштадтского коменданта на южном берегу залива в семи верстах от Ораниенбаума был выкуплен по указу Николая первого для «устройства бараков к помещению из Кронштадтского госпиталя больных».
1849. Ораниенбаум вновь становится заштатным городом и входит в состав Петергофского уезда. После смерти великого князя Михаила Павловича, владельца Ораниенбаума и шефа лейб-гвардии Волынского пехотного полка, его брат император Николай I опять упразднил Ораниенбаумский уезд, учредив Петергофский уезд, в состав которого на правах волости вошёл Ораниенбаум с окрестностями.
«В 1849 году в Петергоф были переведены присутственные места, а в их здании разместились городская полиция и пожарная часть. В Петергоф переехал и сухопутный госпиталь. Его постройки в Ораниенбауме стали использоваться как казармы».
В 1850 году участок земли на берегу Финского залива отошёл во владение товарищества пароходного сообщения между Кронштадтом, Ораниенбаумом и Петербургом, где была поставлена пристань пароходного товарищества «Заря».
В 1851 году построен манеж лейб-гвардии Волынского полка. После перехода штаба, второго батальона и 6‑ти рот лейб-гвардии Волынского полка в Ораниенбаум, на деньги бывшего полкового командира «волынцев» Василия Яковлевича Овандера (1790-1855) по проекту военного инженера Афанасия Яковлевича Фарафонтиева (1799-1856), закончившего в 1820 году академию художеств, начинают строиться здания экзерциргаузов, в переводе – «дом для упражнений» или «манеж» для 2‑го батальона и 6‑ти рот Волынского полка. В манежах производилось обучение верховой езде, проходили занятия по строевой, а позднее и стрелковой подготовке. После вывода лейб-гвардии Волынского полка из Ораниенбаума в Варшаву, манеж достался учебному пехотному батальону, преобразованному впоследствии в офицерскую стрелковую школу.
Здание манежа в Ораниенбауме построено в классическом стиле и представляет шедевр архитектуры и инженерной мысли, ведь площадь зала манежа – 1546 кв. м (более 15 соток), высота здания – 10 метров.
С 1851 года совладельцами, а с 1873 по 1918 год и полными владельцами имения Ораниенбаум являлись герцоги Мекленбург-Стрелицкие, которые находились на военной службе в Российской армии. В июле 1850 года герцог Георг Август Эрнест Адольф Карл Людвиг Мекленбург-Стрелицкий (30.12.1823-8.06.1876) второй сын владетельного великого герцога Мекленбург-Стрелицкого, впервые приехал на службу в Россию. 1 августа 1850 года, оставаясь подданным своего герцогства, герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий вступил на русскую военную службу генерал-майором.
4 февраля 1851 года герцог вступил в брак с великой княжной Екатериной Михайловной (1827-1894), дочерью великого князя Михаила Павловича. Их потомки владели Ораниенбаумом до 1918 года.
«В 1858 году повелено императором Александром II-м существующую в Ораниенбауме ратушу перевести в Петергоф и сосредоточить в ней все подлежащие ей дела по Петергофу и уезду, за исключением Ораниенбаума».
В 1864 году к Ораниенбауму  и подводится железнодорожная линия, которая связывает город с Санкт-Петербургом, строится ж/д вокзал и службы, открыто постоянное движение пассажирских поездов. Тогда же сложилась привокзальная площадь с садом, в котором был построен летний театр. На главной магистрали города – Дворцовом пр. – выросли нарядные каменные дома, где располагались магазины, трактиры, гостиницы, присутственные места и ведомства. Город заметно благоустраивался: тротуары, бульвары, каменные мосты возводились в основном на добровольные пожертвования купцов и домовладельцев.
С 1861 года в Ораниенбаум из Царского Села переводится образцовый пехотный батальон, стрелковая офицерская школа и учебный фехтовально-гимнастический кадр, которые после слияния и реорганизации в 1863 года становятся учебным пехотным батальоном. Местом для казарм стали каменные здания сухопутного военного госпиталя на Елизаветинской улице (улица Костылева, дома 13, 15, 17), и казармы расформированного в 1859-1861 годах лейб-гвардии сапёрного полубатальона. К учебному пех. батальону перешла и церковь Св. Спиридона.
7 июня 1864 года по новой ветке Балтийской железной дороги от Петергофа до Ораниенбаума было торжественно открыто движение. Всеми работами руководил гражданский инженер Г.И.Разминтальский. На сооружение участка дороги длиною в одиннадцать вёрст ушло полных два года.
В 1853 году придворный банкир-миллионер барон Александр Людвигович Штиглиц получил от Николая I право на постройку вдоль южного берега Финского залива – сначала от Петербурга до Петергофа, затем ветки от Лигово‑Красное Село и, наконец, дороги от Петергофа до Ораниенбаума. Работы были начаты 20 августа 1862 года.

На снимках:

1 - Иликовский проспект. Церковь Св. Спиридона Тримифунтского – в центре, и манеж – справа. Слева – здания бывшей морской 
учебно-стрелковой команды. Февраль 2013. Панорама из двух фотографий. Автор фото: В.В.Журавлёв. Из личного архива автора.

2 - Фрагмент плана г. Ораниенбаум 1867 г. Чёрным цветом обозначены построенные каменные строения бывшего конного завода, манежа и Ораниенбаумского военного госпиталя, а серым – деревянные строения военной и городской застройки. Из архива В.А.Парахуды.

3 - Рисунок проекта герба Ораниенбаума от 22 января 1859 г. РГИА. Ф.1343. Оп. 15 Д.204 Л.42.

4 - План Ораниенбаума на карте 1867 года. К учебному пехотному полку в 1863 году перешли почти все воинские здания в нагорной части – все казармы лейб-гвардии Волынского полка, в том числе каменные казармы бывшего конного завода (дворцовые конюшни), 
манеж, здания сухопутного госпиталя, деревянные здания – летнее отделение госпиталя, церковь Св. Спиридона Тримифунтского, бывшие казармы лейб-гв. гарнизонного батальона с домом командира полка. Рядом с Военной горой вскоре появился новый дачный квартал семейных офицеров, обозначенный как дача полковника Яковлева (сейчас там улицы Богумиловская и Красного Флота). Для дачников на заливе организованы купальни – деревянные прогулочные пирсы, уходящие в залив на несколько сот метров. 
Источник: архив В.А.Парахуды.

5 - Земляная насыпь полотна Балтийской железной дороги. Фото из архива А.С.Подколзина.

В.ЖУРАВЛЁВ.
Продолжение следует.

Газета "Балтийский луч" " 15 от 12 апреля 2019 года.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций
«Апрель 2019»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх